Завершаем цикл статей по самообразованию, после которого вы обязаны решиться на достижение своих образовательных целей.
Итак, это финальная часть цикла статей «Гид по самообразованию». Мы уже точно перешагнули через наши главные страхи, нашли людей, которыми важно себя окружить, и у которых хотим учиться, стали использовать места практики и открытые ресурсы.
Нам осталось познакомиться с последними тремя, самыми очевидными способами, которыми многие пренебрегают. Не потому, что о них не догадываются, а потому, что на них требуется вся жизнь.
1. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Если и есть ситуации, когда действительно стоит пройти специально разработанные курсы, скорее всего это будут курсы, работающие напрямую с мышлением/сознанием. Осваивайте техники мышления (в том числе, коллективного) и работы с ним: ТРИЗ, дизайн-мышление, прототипирование, схематизация, СМД (системо-мыследеятельностный)-подход, развитие креативности, риторика, критическое мышление, логика, рефлексивный анализ — все эти вещи дадут мощный прорыв в том, как вы работаете с информацией.
Многим из этих техник можно учиться самостоятельно, хотя качественный курс здесь действительно может быть полезен. Но хороший преподаватель всегда предупредит вас, что этот навык тренируется на практике, так что главная работа всё же за вами. Вот несколько примеров качественной работы с мышлением, которые я знаю из своего опыта или отзывов близких друзей:
- ТРИЗу сейчас учат много где. Советую находить места, которые напрямую связаны с Анатолием Гином — главным сегодняшним экспертом методики, последователем Г. Альтшуллера;
- Дизайн-мышлению классно учат в ИКРЕ и Стрелке;
- Умудрившись принять участие в хороших орг-деятельностных играх, сможете вживую влиться в культуру коллективного мышления в СМД-подходе;
- Эти же игры (их называют ОДИ) прокачают навык схематизации, который также много практикуется в кругах игротехников и проектировщиков;
- Управленческие поединки и дебаты прокачивают навык ведения дискуссии и убеждения, логику и ораторское мастерство.
2. ИНСТИТУЦИИ
Да, я всё-таки оставляю в этом списке формальные учреждения образования: школы, колледжи, университеты, повышение квалификации и просто организованные курсы. В тех случаях, когда человек осознанно ставит себе образовательные цели и видит, что одно из этих мест — лучший способ чему-либо конкретному научиться, это вполне себе подходит под критерий самообразования.
Но, если честно, такие случаи бывают редко: мы идем в университет ради диплома или потому что «все так делают» (ах да, ещё армия); на курсы повышения квалификации нас отправляет работодатель (ещё можно поехать на профессиональную конференцию, чтобы выпендриться /попутешествовать/сходить на кофе-брейки нахаляву); иногда нам действительно интересна, скажем, журналистика, и мы идём на журфак, но даже на минуту не задумываемся, а какие ещё — более эффективные — способы научиться этому у нас есть; про школу я вообще молчу.
Есть действительно стоящие вещи, которые может дать хороший университет: окружение заинтересованных в теме людей и профессиональное сообщество, профессора, стоящие на передовой своей области, возможность заниматься научной деятельностью, не запариваясь поиском финансирования, и прочие «вкусные плюшки» вроде бесплатного доступа к спортивному залу, места в общаге и отсрочки от армии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Но ведь, если быть честным, абсолютное большинство наших (да и мировых) вузов уже давно не являются эксклюзивными поставщиками этих прекрасных бонусов. Наверное, единственное «уникальное преимущество», которое сегодняшние вузы могли бы написать в честной рекламе — это последний пункт про армию.
Попробуйте действовать по этому алгоритму: «моя цель → чему для этого надо научиться → как и где этому научиться». И если в процессе поиска конкретные вуз или курсы окажутся лучшим вариантом — дерзайте. Вы будете одним из немногих студентов, которые проживут несколько лет своей жизни не зря.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
В среде семей, отказавшихся от посещения школы и даже следования школьной программе (анскулеров), выделилось отдельное направление — «world-schooling». Эти ребята большую часть времени путешествуют по разным уголкам Земли и учатся у этих мест: учат языки, находят любопытные места, общаются с местным населением.
Это, пожалуй, самый крутой способ сформировать тот самый Global mindset, который сейчас называется в числе навыков XXI века. Правда, такой тип образования могут позволить себе не все — чаще всего это обеспеченные родители, фрилансеры, люди, работающие удаленно или имеющие хороший пассивный доход. Есть целое движение школ, основанных на такой модели — Traveling schools. Одну такую корейскую школу я встретил в Индии. Они занимались тем, что целенаправленно находили и изучали культурные знания, навыки и традиции, уникальные для этого места; а потом давали концерты или создавали вещи на продажу, покрывая часть затрат.
Но, пожалуй, я говорю даже не об этом. Путешествия ради развлечения скрывают от нас тот огромный потенциал образования, который мы можем получить. Основная логика глобализации — вовсе не в увеличении возможности коммуникаций людей по всему миру; мы пытаемся везде создать одинаковые условия. Если вы достаточно времени проведёте за пределами городов в разных местах, то начнёте замечать, что города по всей Земле до глупости похожи друг на друга. Казалось бы, грубо сравнивать Сан-Франциско, Дели и Иркутск.
Но фундаментально мы реплицируем одни и те же «нормальные», «комфортные» условия: температура комфорта, комфортное передвижение, комфортные асфальт, бетон, алюминий и стекло вокруг, комфортно-управляемая природа, огороженная комфортными бордюрами и заборами парков, «нормальные» городские профессии и «нормальные» коммуникации.
Отбросив в сторону общую критику такого подхода к жизни, мы видим, как много упускаем с точки зрения учения. Я начал по-настоящему учиться у Индии не в туристических местах, пробуя местную колоритную кухню в ресторане, а когда начал чувствовать дух аутентичной Индии и учиться жить в гармонии с ней. В моем случае это всегда происходило вне городов. Именно там я смог по-настоящему познакомиться с природой, культурой, ценностями, историей, жизнью этого места — и научился многому. Вернувшись в Россию с этим пониманием, я впервые начал учиться у того места, в котором родился и вырос – у Сибири.
Оно заставляет выходить из зоны комфорта, искать альтернативные пути коммуникации (языковой и культурный барьер — и никто не станет вежливо подстраиваться под тебя), отказываться от привязанности ко многим привычным вещам. Возможно, индустрия туризма убила смысл настоящего путешествия (уж простите за крамольную мысль). Но если массовые школа и университет сделали то же с образованием, а вы всё ещё читаете эту статью — значит, мы всё же можем «забрать по праву нам принадлежащее». Путешествуйте с открытым сердцем, и оно научит голову.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
Я оставляю за скобками еще некоторые особые способы образования, испытанные мной. Куда важнее то, что пунктами из моих статей не может ограничиться ваше самообразование.
Особенность самообразования в том, что оно не может быть стандартизированным, универсальным. Вы можете учиться онлайн или «в поле», размышляя или пробуя на практике, с помощью учителя или только самостоятельно, осваивая культуру или отбрасывая её, ставя сразу проспективную цель («я хочу уметь проводить тренинги») или пребывая в свободном поиске, используя учебные заведения или держась от них подальше…
Единственный критерий — вы сами выстраиваете свое образование и себя в нём. Вы — субъект и актор этого процесса. Вы совершаете выбор и определяете, чему и зачем учиться, как оценивать себя, куда применить знания.
Остаётся главный вопрос: что нужно сделать, чтобы самообразование стало нормой? Что поможет лично вам переосмыслить своё отношение к образованию и начать видеть весь мир как огромную, настоящую Школу, не отделённую от жизни, но являющуюся жизнью?
Но риск другой крайности кроется во фразе «это всё правильно и очевидно, такое «образование» и так спонтанно происходит со мной». Продолжая рассматривать школу/вуз как основной источник образования, вы можете заметить, что многому научились от случайной встречи с важным человеком или попробовав что-то на практике, и… вернуться обратно в школу. Настоящее озарение приходит, когда ты видишь, что, составляя своё образование, словно мозаику, по кусочкам, вы можете заменить все 100% формального обучения тем, что создали сами.
Сейчас мы с командой коллег экспериментируем с разными заходами на «взлёт» такого подхода. Разрабатываем курс для нескольких вузов, модульную программу для тех, кто уже решил перейти на самообразование, большой тренинг для сообщества эко-поселений, корпоративный продукт по преобразованию бизнеса в «самообразовывающуюся организацию». Попытка найти точку, в которой приложение этого взгляда на мир даст максимальный эффект. И если у вас есть идеи о том, куда и как это было бы полезно привнести – пишите мне!
ЭПИЛОГ
Эту статью я написал потому, что мой собственный переход на самообразование изменил для меня всё. Буквально.
И после всех образовательных проектов, в которых я принял участие, я уверен: учиться так может каждый. Вспомните, ведь учиться — это интересно; в этом процессе точно есть трудности и испытания, но в большой картинке это легко и радостно; это может начинаться с маленьких шагов, и ваш интерес, увлечение, страсть поманит за собой, заставит пробежать по полю, уронит в обрыв, поможет встать и отряхнуться, переведёт через реку и сквозь встречный ветер поможет взойти на гору. Но вы окажетесь на вершине, чтобы увидеть новый пик. Это путешествие и есть самообразование.
https://newtonew.com