Курс на самостоятельное построение своего образовательного пути взят, наставники найдены, теперь пора заняться поиском возможностей для формирования и расширения поля своих знаний и навыков.
В предыдущих статьях мы обсудили, что же останавливает нас от самостоятельного образования и начали знакомиться с первыми способами его построить: кто может стать вашим учителем и как сделать своё окружение образовательно насыщенным.
Сегодня мы разберёмся с тем, как обеспечить себе обучение на практике и как не потеряться среди миллионов открытых источников. Поехали.
ПРОБУЙТЕ И ПРАКТИКУЙТЕ
Лучшим помощником в получении навыков обучения станут простые русские грабли (или английский принцип «Try and trial»).
Через год я уже мог свободно общаться, через полгода — смотреть фильмы без субтитров, ещё через год я понял, что могу читать книги в оригинале, а последний год провёл в другой стране, параллельно делая публикации на английском.
Каждый находит свой стиль, но в связке с другими способами учиться практика всегда остается связующим, «сквозным» методом; и уж точно погружение в новую область начинается именно с пробы.
Попробуйте взять то, чему вы давно хотели «сначала научиться, а потом попробовать» и переверните это с ног на голову. Пробуйте и выстраивайте свое обучение параллельно с процессом.
ОКАЗЫВАЙТЕСЬ ВНУТРИ МЕСТ ПРАКТИКИ
Достаточно долго я интересовался практикой «Ноогена» — образовательного проекта, зародившегося в 90-ых, где школьники вместе со взрослыми организаторами совместно решали задачи «на создание возможных миров». В августе 2015 я внезапно обнаружил, что прямо сейчас очередной «Нооген» запускается в ночи пути на автобусе от моего города. Лучшее решение? Предложить/попросить завтра же приехать к ним и включиться в процесс в качестве со-организатора. Две книжки о Ноогене, проглоченные в автобусе, и вот я в степях Хакасии работаю вместе с командой — начиная от простого наблюдения за группой вместе с ведущим модератором в первый день и заканчивая участием в разработке программы под конец смены.
Большая часть моего путешествия в Индии прошла по альтернативным школам и образовательным площадкам. Быстро удостоверившись, что какое-то универсальное предложение сотрудничества тут не работает, я стал просто приезжать в эти места, устанавливать глубокие связи с командой и включаться в процесс. Где-то я проводил тренинги для детей, учителей, родителей; где-то читал лекции о философии образования, когнитивной психологии и групповой динамике; где-то делал фильм вместе с учениками; а иногда вычищал туалет в кампусе вместе со всеми. Но цель оставалась одной — погрузиться в организацию, изучить, увидеть и почувствовать её работу, дух, культуру.
В корпоративном мире традиционный вариант такой деятельности — устроиться на стажировку (по секрету: даже если у компании официально нет такой возможности, вы можете сами её инициировать). В зависимости от своих целей и ситуации, предложите работать бесплатно или на особых условиях. Ваша главная награда — опыт.
Кстати, я часто слышу, как взрослые люди советуют это молодежи, назидательно повторяя, что опыт имеет огромную цену. Но вот сами они, когда хотят научиться новому, почему-то рассматривают такой подход ниже своего… кхм, достоинства. А ведь способ управлять своим финансовым потоком можно найти всегда, если ты действительно хочешь войти в новую для себя сферу.
РАЗБИРАЙТЕ НА КУСОЧКИ
Иногда не грех просто взять и попробовать сделать что-то, уже реализованное другим (при этом не забывать об этике). Но гораздо более мощный подход — разобрать увиденный вами пример на составляющие, понять механизм и логику работы и добавить эти элементы в свой багаж.
Как-то передо мной стояла задача передать навык составления образовательных программ. И тут я встал в тупик. Попытался отрефлексировать свой опыт, но не находилось конкретных универсальных техник, алгоритмов написания программы. Выход нашёлся «Клеем» процесса стали надпредметные умения (системное мышление, креативность), а кусочками мозаики — различные техники, основанные на том, что я когда-то видел/пробовал, интегрированные друг с другом, переосмысленные и изменённые.
То же происходит с развитием своего «музыкального словаря». На определенном уровне самый эффективный путь — это слушать хорошие композиции, разбирать понравившиеся ходы, понимая их логику: как они сработали, почему именно здесь, что заставляет их звучать классно, какую эмоцию они передают, как они соотносятся с ладом и прочее.
Так же с английским: наибольший стилистический прорыв происходит, когда начинаешь читать книги, разбирая устойчивые конструкции, идиомы и понимая, как и когда их можно использовать.
Смотрите на опыт других, разбирайте его на составляющие, понимайте, как это работает, и кладите механику в свой багаж.
ОТКРЫТЫЕ РЕСУРСЫ
Это большой раздел, которые некоторые ошибочно считают всем содержанием самообразования. Ещё раз напомню, что открытые ресурсы — не единственный источник знаний. Но они дают очень многое.
ОНЛАЙН
Я не видел людей, добившихся профессионализма в чём-то только благодаря интернету. Но эти ресурсы очень полезны для расширения своей картины мира и погружения в новую тему с нуля. Вот несколько вариантов крутого использования онлайна:
- Фактологическая информация. Привет, Википедия, а также сайты вопросов-ответов (вроде TheQuestion) и просто поисковики. Как говорил Фёдор Достоевский, «главное — это факт-чекинг и проверка достоверности информации».
- Видеоуроки: их огромное множество на YouTube, EdTed, тематических сайтах. Можно найти что угодно в соответствии с вашим профессиональным интересом: от объяснения дробей ребенку и инструкции по пользованию мультиваркой до Общей Теории Относительности и истории Древней Греции.
- Статьи. Предпочитайте лонгриды (длинные аналитические материалы) коротким попсовым заметкам, привлекающим внимание кричащими заголовками. Во-первых, у них гораздо больше потенциала для обучения, а во-вторых, такая тактика заставит вас рассчитывать время и тщательнее выбирать, какие тексты стоят вашего внимания. Это хорошая защита от прокрастинации в интернете под прикрытием «я не просто бездельничаю, а статьи читаю».
- Выступления важных людей. Конечно же, это всеми любимый TED.com, а также трансляции и записи конференций, семинаров, докладов — тех людей, которые многое вам могут дать.
ОНЛАЙН-КУРСЫ
Хоть они и «онлайн», я всё же выделил их в отдельную категорию. Да, у меня есть много претензий к современным MOOCам (честно, я раз 10 начинал разные курсы, но не прошёл до конца ни один; хотя монотонную двухчасовую лекцию с важным уникальным материалом я вполне могу высидеть).
Тем не менее, онлайн-платформы сегодня активно развиваются, встраивают варианты взаимодействия с преподавателем и друг с другом, оценки, даже групповую проектную работу. По-моему, большинство MOOCов идеально подходят для знакомства с предметом на базовом уровне.
Спорный для меня вопрос — целесообразность получения платного сертификата. В моём идеальном мире переход на самообразование также означает отказ от «погони за бумажками»: я предпочту доказывать потенциальному работодателю/партнёру/заказчику свою компетентность делом, а не дипломом. Впрочем, выбирать вам.
КНИГИ, ФИЛЬМЫ
Если веков шесть назад одной из причин попасть в школу/университет как раз был доступ к книгам, то с распространением книгопечатания (и уж тем более интернета)… ну, вы понимаете.
Для самообразования можно использовать документалистику и научную публицистику (книга «Долг. Первые 5000 лет» Дэвида Гребера оказалась для меня весьма глубоким трудом для понимания экономики; фильм «Я и другие» вместе с текстом «Социальная психология» Майерса позволили погрузиться в бихевиоризм и когнитивные искажения); специальную литературу (занимаясь педагогикой в России, нельзя пройти мимо работ Л. Выготского и Б. Эльконина); и даже художественные произведения (братья Стругацкие всегда дают мне пищу для педагогических размышлений).
Два совета, чтобы получать больше от книгописных и медийных историй:
- При выборе книги/фильма попробуйте руководствоваться не развлечением (захватывающий сюжет, любимый актер, крутые спецэффекты), а образованием. Задайте вопрос «чему это может научить», «какой вопрос задать», «о чём заставит задуматься». Многие скажут, что иногда нужно давать себе отдых и читать книги просто для веселья. Но, если честно, мне стало просто скучно тратить время на то, что не заставляет меня развиваться.
- Спрашивайте рекомендации. Самая полезная часть любого онлайн-курса для меня — список литературы. На каждой конференции есть человек, который задаст спикеру вопрос «какая ваша любимая книга». Обсуждайте это с друзьями и коллегами. Следите за кинофестивалями и книжными премиями. Находите тексты, которые помогут вам ответить на ваши вопросы (или задать новые).
Итак, практика и использование открытых ресурсов — ещё два больших набора способов, которые вы можете использовать в своем образовании. В последней статье разберем менее типичные методы: как развивать свое мышление, какую роль в образовании играют путешествия и когда всё-таки стоит подумать об университете.
Кстати, раз мы уже на ¾ «в теме», у меня к вам вопрос. Как лучше называть такой подход? Со словом «самообразование» возникает путаница — многие под этим понимают «быть самоучкой», «учиться только по книгам» или «учиться онлайн». А ведь речь идет о целой совокупности способов, которые осознанно выбраны вами для формирования собственной образовательной траектории. Речь идёт о принципиальном восприятии всего мира как образовательного ресурса. Речь идет о конце зависимости от институциализированного, стандартного образования.
https://newtonew.com