Если вы уже отбросили все страхи и готовы начать изучать что-то новое в свои N лет, пора заняться вопросом поиска наставника.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И. Гёте

 

 

Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики.

Р. Эмерсон

В предыдущей заметке мы с вами разобрались, какие возражения, стереотипы и заблуждения останавливают нас от того, чтобы взять образование в свои руки. Пора перейти от слов к делу.

Помните, одним из возражений была необходимость в учителе? Так вот, мне действительно кажется, что именно с поиска учителя начинается самообразование. Только круг выбора сильно шире, чем мы привыкли думать.

НАЙДИТЕ УЧИТЕЛЯ

Один из самых верных и интенсивных способов научиться — старый добрый метод подмастерья. Вы можете найти профессионала в своем деле, который действительно владеет нужными вам знаниями/навыками. Суть такого обучения в том, что вы работаете непосредственно вместе с мастером (и ему, в общем, необязательно быть учителем). Начиная с простой работы, вы перенимаете не только знания и техники, но и взгляд на вещи, профессиональную интуицию, образ жизни.

Источник: Википедия

Именно поэтому мне кажется важным, чтобы вы разделяли с мастером некие общие ценности (скажем, есть крутой режиссер, у которого можно учиться. Но если вы хотите использовать кино, чтобы помогать людям задуматься, а он — ради денег… Впрочем, выбор за вами).

Подумайте, чему именно вы хотите научиться, и главное — что вы сами можете предложить. Речь не только о деньгах: вы можете предложить помощь в работе, взаимное обучение, даже огонь в глазах в качестве сильного мотиватора. Чуть больше об этом позже.

Примеров такого обучения до сих пор множество: на этом основана образовательная модель Swaraj University, на этом основана волонтёрская работа.

Если жить и работать рука об руку с мастером — слишком радикально для вас, можно использовать модное ныне менторство. Основное отличие — в регулярности: ментор (наставник) с некой регулярностью помогает, консультирует, поддерживает, отвечает на вопросы. Часто это можно делать даже удалённо. Важно, чтобы ментор был искренне заинтересован в вашем движении (ведь это обычно не влияет напрямую на его работу). Он может быть человеком из профессиональной сферы или совсем другой области, но человеком мудрым, с «педагогической душой».

Наверное, ментора реже специально ищут, ведь важна ваша взаимная связь. Но будьте открыты к тому, чтобы разглядеть наставника в другом, а ученика — в себе. И не бойтесь прямо об этом попросить.

P. S. В последние 10 лет менторство превратилось в бизнес-услугу даже на российском рынке. Но это не единственный вариант. Все мои знакомые, которые могут назвать кого-то настоящим наставником, не связаны с ними коммерческими отношениями.

Иногда вам всё-таки понадобится найти «классического» учителя. То есть договориться с кем-то о том, что он будет вас непосредственно обучать. Опять же, типичный вариант — работать с людьми, которые предлагают свои услуги по обучению: сейчас полно сайтов репетиторов, консультантов и пр. Но иногда можно найти человека, который даже не думал преподавать, и попросить о такой возможности. Когда я был в Индии, я просто попросил друга преподавать мне хинди, а я учил его игре на гитаре.

Есть два ключевых отличия от преподавателей, которых вы встретите, скажем, в университете. Во-первых, вы сами находите и выбираете человека с необходимыми вам компетенциями, опытом, стилем преподавания — это ваша возможность влиять на качество.

Во-вторых, вместо того, чтобы работать по стандартной программе учителя, вы можете точно сформулировать запрос – чему именно вы хотите научиться. Я долго не мог продвинуться в музыкальной импровизации до тех пор, пока не разбил эту цель на конкретные образовательные запросы: изучить основы сольфеджио, лады, научиться разбирать существующие композиции с точки зрения музыкальной теории…

Поиск Учителя с большой буквы — отдельный случай.

Источник: Википедия

Отдельный случай — поиск Учителя (именно так, с большой буквы). Речь идёт о том человеке, который продвинет вас на самом глубоком уровне — мышления, понимания мира, духовности. В традиционной индийской культуре это реализовывалось в отношениях гуру и ученика, в древних школах боевых искусств – мастера, в Греции времен Сократа — в диалогах философа; но эта практика не исчезла и в современном мире. Такие Учителя могут встретиться в лице мудрого руководителя, священника, философа, родителя.

Итак, если вы видите, что вам нужен учитель, сделайте прямо сейчас три вещи:

  • Определите, чему именно вы хотите научиться (максимально точно и узко);
  • Создайте словесный портрет своего учителя;
  • Выпишите людей, лучше всего подходящих под этот портрет (независимо от того, преподают ли они). А теперь попробуйте договориться об обучении. Вы будете удивлены.

ЧЕРПАЙТЕ ВДОХНОВЕНИЕ И КОПИРУЙТЕ

Иногда до человека, у которого вы мечтали бы учиться, дотянуться почти невозможно: из-за его популярности, занятости, дорогого формального обучения. Но ведь можно учиться, даже не поддерживая двустороннюю связь с человеком. Можно вдохновляться его действиями, копировать на первом этапе и далее работать с этим самостоятельно. Часто увидеть работу эксперта можно и вовсе без денег — спасибо онлайну и тренду публичности.

ПАРА СЛОВ О ТОМ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ БУДУТ ГОТОВЫ УЧИТЬ

Линейное формальное образование действительно давно не справляется со своей задачей. С одной стороны, это породило запрос на обучение отдельным вещам, что сразу стало бизнесом. Например, найти профессионального учителя английского, который будет готов работать с вами бесплатно, сложно — просто потому, что все привыкли покупать и продавать обучение языку.

С другой стороны, это привело к потере смысла в обязательном образовании. Школьники сидят «со стеклянными глазами», учителям зачастую приходится использовать принуждение. А ведь многие из них были бы рады учить искренне заинтересованного ученика с горящим взглядом!

Стеклянные глаза — не самый здоровый признак.

Источник: Википедия

Каждый из нас любит учиться и делиться своим опытом, если тема нас по-настоящему увлекает. По-моему, это естественно для человека. Я видел подростка, который просил успешного предпринимателя о консультации; видел и 70-летнего дедушку, который учился созданию сайтов у школьника. В обоих случаях преподавание не было профессией «учителей», не было в этом и платы за обучение — но это были одни из лучших учителей и учеников.

Многие проекты, над которыми мне доводилось работать, включали в себя привлечение спикеров, экспертов, тренеров из разных областей, и почти всегда это удаётся сделать бесплатно. Настоящий эксперт на определенной стадии развития всегда приходит к желанию делиться своей экспертизой с другими.

В этом месте для меня речь идёт даже больше, чем об образовании. Мне кажется, что «учить друг друга и учиться друг у друга» — это принципиально отличающаяся от повышенных запросов современного мира форма отношений между людьми. Отношений горизонтальных, неинституциональных, очень естественных, основанных на глубинном доверии и желании помогать и делиться, в отличие от товарно-обменной логики. Поэтому массовый переход на такой стиль образования мне видится как сильнейший рычаг изменения всего общества.

Впрочем, даже без этой лирики образование становится доступным не благодаря онлайн-курсам, строительству школ и новым налоговым реформам.

Вы получаете к нему доступ, когда понимаете, что образование — не социальная гарантия государства или услуга; что его невозможно «получить», невозможно «купить»; его можно найти, дотянуться, придумать, построить — всегда на отношениях с конкретными людьми.

Находите этих людей, заражайте их своей мотивацией, интересом и увлечением, не забывайте сами делиться своим опытом с такими же учениками, которые к вам обращаются. Поверьте, не всем правят деньги. Гораздо большей силой являются смыслы.

СОЗДАВАЙТЕ ОКРУЖЕНИЕ

  • Используйте онлайн. В сегодняшнем мире почти во всех сферах увлеченные люди объединяются в движения и сообщества по всему миру благодаря интернету. Хотите окунуться в новую сферу? Сделайте так, чтобы среди прилетающей к вам информации было меньше мемов и пустых новостей, но больше происходящего в сфере вашего интереса.

Начните с фильтрации своей новостной ленты, поиска тематических групп и нужных людей (трендсеттеров). По мере погружения станет понятно, какие группы живые, а какие не очень; кто публикует полезную информацию, а кто — только саморекламу. Добавьте сюда форумы, тематические сайты и рассылки и получите хорошую информационную настройку.

Создайте хорошее информационное окружение — и вам всегда будет интересно.

Источник: Википедия

Во всех активных сообществах есть дискуссии, опросы, обсуждения — начинайте в них участвовать. Но важно не довести себя до «информационного отравления» — это когда вы за день подписались на 33 рассылки и группы, пауза между уведомлениями сократилась до 5 минут, непрочитанные письма стали уползать вниз, а через 2 дня вы бросили всё к чертям.

  • Посещайте мероприятия и тусовки. Их сегодня можно выбрать на любой вкус: конференции, форумы, семинары, мастер-классы, лекции, посиделки. Многие из них бесплатны. Если вы живёте в крупном городе, недостатка точно не будет. Такие мероприятия интересны и своим содержанием, но их главное преимущество состоит в том, что они позволяют войти в сообщество профессионалов. После некоторого количества посещений вы начнёте замечать отдельные лица и отличать случайных посетителей от людей, к мнению которых прислушиваются.

Тусовки по интересам — это вовсе не бесполезное времяпрепровождение.

Источник: Википедия

Попробуйте познакомиться с заинтересовавшим вас человеком, обсудите, чему вы хотите научиться и почему это важно для вас. А затем попросите подсказать контакты других людей, которые могут быть вам интересны (и которым можете быть интересны вы). С этого момента начнётся магия, и ваша профессиональная сеть будет расширяться, но не забывайте о пользе, которую вы можете принести этим людям. Помните: мы получаем, отдавая.

  • Войдите в профессиональные сообщества. Серьёзные «тусовки» часто перерастают стадию группы в Facebook, организуют собственное сообщество и инициируют проекты уже от его имени. Внутри сообщества выстраиваются более тесные связи, появляется более глубокая информация, часто участники относятся друг к другу с большим уровнем доверия и уважения. Считается нормальным обратиться к незнакомому человеку с вопросом или за помощью, просто сославшись на эту общность. За свою жизнь я множество раз выходил на нужных людей сразу с «теплым контактом» с простой фразой «Привет, я – выпускник AIESEC». Даже если мы работали в этой организации с разрывом в 10 лет и пару тысяч километров.

Сообщество любителей вполне может перерасти в профессиональное сообщество.

Источник: Википедия

Как правило, в более качественные сообщества тяжелее попасть (хотя это не всегда так). Например, сообщество методологов и философов в российском образовании — достаточно закрытое, консервативное, люди туда попадают чаще академическим путём. Именно поэтому мне, решившему в 22 года отказаться от диплома, было сложно туда зайти, но качество людей, контактов, обсуждений точно этого стоило. Лучшие сообщества действуют на принципе взаимной помощи, поэтому постарайтесь найти, чем вы можете быть полезны другим участникам.

Риск сообществ, который стоит учесть: они часто «окукливаются» в собственные представления и убеждения. Даже частые дискуссии могут крутиться вокруг одного допущения, взаимно подкрепляемого групповым одобрением. Иными словами, любому хорошему сообществу присуща некоторая степень сектантства и конформизм. Будьте осторожны, умейте критически относиться к поддержке идей. Хорошая «прививка» — взаимодействовие с носителями разных (и противоположных) точек зрения, чтобы видеть цельную картинку.

  • Войдите в «свободный поиск». Вам наверняка знакомо ощущение, когда вы встречаете «правильного человека, в правильном месте, в правильное время»? Такое идеальное совпадение, когда вы понимаете друг друга и соединяетесь на глубоком уровне, когда вы готовы многому учиться у него и многому учить? Обычно таких встреч в нашей жизни немного.

Открыть себя новому опыту — не так просто, как кажется.

Источник: Википедия

За полгода в Индии я посетил более 20 мест и познакомился с десятками людей, каждый из которых оказался таким «идеальным совпадением». Звучит почти мистически.

В палийских текстах есть часто повторяющийся урок: «никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый —твой учитель».

Универсального метода заставить «вселенную ответить вам» я не знаю. В моём случае это была полная открытость новому опыту, переход в позицию «я ничего не знаю», готовность слушать и слышать мир, людей, события, серьёзное погружение в новые практики, доверие к миру и «голосу внутри». Мне, заядлому рационалисту, это было сложно и непривычно, но именно такой подход открыл передо мной самые глубокие уроки последнего года.

  • Найдите напарников для совместного самообразования. Корни «вместе» и «само» здесь не противоречат друг другу. Мальчишки, рождённые в 90-х, наверняка помнят, как в детстве мы вместе разбирались с компьютерами: как установить игры, бороться с вирусом, взломать пиратскую программу («стерильных» экосистем вроде AppStore ещё не было, поэтому любому пользователю ПК приходилось шаманить с компьютером). Каждый из нас был дилетантом, кто-то — чуть более продвинутым пользователем, но именно совместными усилиями получалось экспериментировать, передавать знания, пробовать и учиться.

Одна голова — хорошо; а две — лучше.

Источник: Википедия

Когда я начал заниматься педагогикой и образованием, мы с коллегами вместе погружались в эту тему «с нуля»: вместе не понимали сложные методологические тексты, вместе делали ошибки, делились друг с другом открытиями, обсуждали гипотезы, рассказывали об открытиях со встреч с важными людьми и обменивались контактами. И, наряду с другими критериями, это было очень важным условием.

Особенность такого окружения в том, что здесь нет позиций «учитель–ученик» или даже «эксперт–эксперт». Это позиции «ученик–ученик» (или «peer-to-peer»), в которой все участники находятся в режиме «не знаю» (хотя не знают они разные вещи) и готовы учиться вместе и поддерживать друг друга.

Попробуйте найти в вашем окружении не только учителей и мастеров, но таких же, как вы, учеников. И двигайтесь совместно столько, сколько потребуется; пока вам доставляет удовольствие учиться вместе. В этом открывается волшебный, часто скрытый, социальный аспект самообразования, о котором большая часть из нас уже забыла.

Это 9 из 18 способов, которые нас ожидают. Сколько из них по-настоящему используете вы? В следующих статьях подробнее поговорим о том, где найти места практики, как не потеряться среди сотен открытых ресурсов, когда стоит присмотреться к курсам, а когда — отправиться на край света, чтобы научиться новому.

https://newtonew.com