Мы наткнулись на интересную статью Мартина Бишопа, одного из авторов блога Branding Strategy Insider. В ней он рассуждал о формировании образа брендов в сознании человека, и в качестве примера привёл историю.В одном из ресторанов в США провели эксперимент: бесплатно подавали гостям стакан недорогого вина в качестве аперитива. Вино было одним и тем же, но одной половине посетителей сообщали, будто оно из Калифорнии, а второй половине — из Северной Дакоты. В Калифорнии солнечно и тепло, там хорошо растёт виноград и есть несколько известных виноделен, а Северная Дакота — штат более холодный, и винограда там нет. Первая половина гостей бурно отреагировала на якобы калифорнийское вино, и большинство из них заказали себе ещё один бокал, положительно оценили вкус еды и обещали посетить этот ресторан вновь. Гости, пробовавшие «вино из Северной Дакоты», ограничились дегустационным стаканом, ели мало, а их средний чек заметно отличался от первой половины посетителей.

В этой истории сработала «сила бренда». Любой выбрал бы дорогое и натуральное вино из солнечной Калифорнии вместо вина сомнительного происхождения. Поэтому сегодня мы решили рассказать о том, как часто бренды играют с восприятием и как именно они воздействуют на подсознание потребителя.

В когнитивной (поведенческой) психологии существует термин «воплощённое познание» (embodied cognition) — это сложная связь между чувствами, поведением, эмоциями и принятием решений. А значит, чувства могут управлять человеческим поведением и влиять на принятие решений.

Учёный Мартин Линдстром создал целую теорию пятимерного бренда. Его теория основана на чувственном восприятии бренда 5-юканалами: слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием. Именно Линдстром доказал, что ароматы действительно оказывают влияние на покупательское поведение и эмоциональное состояние. Это исследование дало толчок стимулированию спроса приятными запахами, ведь обоняние — одно из сильнейших чувств восприятия. Благодаря этому ароматы могут не только ассоциироваться с торговой точкой, но и выступать сильнейшим средством коммуникации с посетителем.

b_59f1aeae6f1b3.jpg

Едва уловимые, приятные запахи хорошо влияют на продажи. Один из самых известных примеров — сеть ресторанов быстрого питания. Запах там распыляется специально, а у некоторых сетей фастфуда он даже запатентован. В западных парках аттракционов используются устройства, распространяющие запах попкорна для привлечения большего числа покупателей.

Компания Nike ароматизировала запахом свежей травы и колы один из торговых залов. Другой зал, с тем же ассортиментом и расположением обуви, не имел никакого запаха. В зале, оказавшемся под влиянием «запаха стадиона», было продано на 80% больше обуви.

В московском торговом центре «Атриум» распылили аромат свежеиспечённого хлеба около пиццерии, и за месяц поток посетителей увеличился почти на 40%, а продажи пиццы выросли на 30%. В отделе одежды «Zara» был добавлен едва заметный запах сирени, который привлёк около 20% новых клиентов.

Аромашпаргалка:

Продуктовый магазин — запахи огурца, арбуза или свежей выпечки.

Магазин женской одежды — ароматы ванили, лаванды, цитруса, мяты и сандалового дерева.

Магазин одежды для мужчин — запах натуральной кожи и древесно-цитрусовые ароматы.

В мебельных магазинах — запахи капучино, домашнего печенья и дыни.

Детские магазины — легкие и сладковатые ароматы.

Магазины бытовой химии — «свежие» фруктовые, цветочные и хвойные запахи.

Книжные магазины и магазины подарков — ароматы мандарина, шоколада и сандалового дерева.

Кафе, бары и кондитерские — ароматы кофе, манго, шоколада и кокосового ликера.

Салон красоты — ароматы лимона и мандарина, кокоса и свежих цветов.

Медицинская клиника — ароматы ванили и розы.

Прирастание к бренду

Другой приём носит название «эффект владения» (англ. — endowment effect): когда человек держит какую-то вещь в руках, то испытывает чувство, будто уже владеет ею.

Поэтому пользуются популярностью магазины «Эльдорадо» и «М.Видео», имеющие выставочные экземпляры. Перед тем, как купить дорогостоящую технику, покупателю важно предварительно потрогать и протестировать её в торговом зале с электроникой. Например, перед покупкой приставки «PlayStation» в неё можно поиграть и проверить, какие игры на ней представлены.

b_59f1aeae7c397.jpg

Тест-драйвы в автосалонах служат для той же цели — дать потребителю ощутить радость обладания. После такого эмоционального всплеска ему проще будет расстаться с несколькими сотнями тысяч и решиться на покупку.

«Икеа» чаще, чем кто-либо, обращаются к этому приёму. В их выставочных павильонах вы можете присесть на диван, измерить его рулеткой, покрутиться на стуле, прикинуть расстановку мебели, параллельно подобрать все аксессуары и на секунду ощутить себя как дома.

Бренды-друзья

Любимые бренды иногда воспринимаются потребителем, как хорошие друзья. Немецкие ученые доказали, что на ментальном и психологическом уровне мы испытываем одинаковые чувства по отношению к любимым брендам и друзьям. Во время одного из исследований они попросили 60 респондентов описать людей, о которых они заботятся, и свои любимые бренды. В 83% случаев фразы и слова, которыми были описаны люди и бренды, совпадали. С физиологической же точки зрения наше тело посылает одинаковые импульсы, когда мы смотрим на фотографию человека, который нам нравится, и на изображение вещи любимого бренда.

b_59f1aeae865e1.jpg

Чтобы бренду стать таковым, у него должна быть история и ценности, которые он отстаивает. Поэтому стратеги анализируют не только потребителя, но и образ его жизни и среду существования, чтобы попасть наверняка в круг его доверия.

Лучший пример здесь — техника компании Apple, обладающая огромной лояльностью потребителя. Это уже не просто товар определённой марки — это бренд, которому полностью доверяют. Именно его выберет покупатель во все последующие разы, ведь тот оправдал своё доверие как качеством, так и уровнем обслуживания.

Но у такой дружбы с брендом есть и другая сторона: если потребитель столкнётся с некачественным товаром или товарным браком, он, скорее всего, отречется от него навсегда. Люди не любят, когда их предают верные друзья.

Хватай и беги!

Маркетологи знают, как подвигнуть человека на импульсивную покупку. Например, когда мы на кассе хватаем шоколадный батончик или упаковку чипсов, хотя совсем не собирались их покупать. Такой феномен носит название «избегание потерь» (англ. — loss aversion). Человек всегда переносит потери тяжелее, чем приобретения, и поэтому старается их всячески избежать. Этот же закон породил акционные фразы «только сегодня!», «специальная цена» и так далее.

b_59f1aeae97030.jpg

Роджер Дули из компании «Futurelab» поведал о хитром приёме для повышения продаж в интернет-магазинах: обратном отсчёте (до регистрации на закрытую распродажу или же до конца выгодной акции). Такой таймер подгоняет человека совершить покупку как можно быстрее, чтобы не упускать что-то сверх-выгодное.

В России проходил «Киберпонедельник», когда магазины электроники устроили большие распродажи со скидками до 90%. Без таймеров и здесь не обошлось. Накануне акции интернет-магазин «М.Видео» повесил у себя на сайте баннер с таймером обратного отсчёта до Х-даты. Посетителям предлагалось успеть зарегистрироваться, чтобы принять участие в закрытой распродаже. После проведения акции количество заказов выросло на 20% от пиковых предновогодних продаж.

b_59f1aeaea6e63.jpg

Компании создают различные программы лояльности, в ходе которых потребитель получает дополнительные баллы, которые вскоре сгорают, если не использовать их до определённого момента. Например, накопленные баллы в интернет-магазине «Озон» списываются спустя год со дня последнего заказа.

Особый подтекст

Секс — довольно популярная тема в рекламе. Но не стоит использовать её всегда, а если и стоит, то очень умело. Университет Огайо проанализировал более 50 исследований на эту тему. Выяснилось, что большинство людей лучше всего запоминают рекламу без сексуальных образов и полураздетых моделей. Дело в том, что человек ограниченно фокусирует своё внимание: в первую очередь, он заметит соблазнительную модель, а потом уже вспомнит марку, которую она рекламировала. Именно поэтому потенциальный потребитель может и вовсе не вспомнить названия бренда.

Провинциальные рекламисты иногда путают понятия «эротизм» и «пошлость». Если первое привлекает потребителей, то второе точно отпугивает. Мировые бренды часто обращаются к сексуальным голливудским дивам, которые позируют без грамма пошлости, создавая привлекательные образы. Например, полуодетая Шарлиз Терон в серии роликов и постеров Dior Jadore или почти раздетая Джулианна Мур для Bvlgari.

b_59f1aeaebac8e.jpg

Зато примеров, когда эротический подтекст переходит все рамки, — хоть отбавляй.

b_59f1aeaecfe6e.jpg
b_59f1aeaee08a3.jpg

Поэтому, если ваш продукт требует в рекламе чувственной подачи, стоит быть осторожным и следовать правилам:

— тщательно отбирать моделей для съёмки;

— работать с профессиональным фотографом, грамотно выставляющим свет;

— пользоваться услугами визажистов и парикмахеров;

— пригласить стилиста;

— иметь продуманную концепцию рекламного макета;

— найти подходящий реквизит;

— понимать что-то в эротике или найти того, кто в ней понимает:)

Распродажи, играющие на чувствах и инстинктах, использование запахов, эффект владения — маркетологи знают, как играть с подсознанием человека. Их приёмы работают и создают сильный эмоциональный якорь, который движет покупателями. Поэтому, чтобы вызывать правильные эмоции и выгодно влиять на восприятие, необходимо изучить потребителей и понять, что же им на самом деле нужно. Ведь без грамотного подхода любое воздействие в лучшем случае будет бесполезным, а в худшем — может навредить репутации бренда.

 

https://spark.ru