«Самый действенный инструмент для мотивации сотрудников – это хорошие отношения с непосредственным начальством», — уверена старший вице-президент тренингового центра Dale Carnegie Training Пьера Палаццоло. По ее словам, наиболее успешны отношения в коллективе, когда начальник и подчиненный действительно хорошо знают друг друга. «Времена изменились. Несколько лет назад нельзя было задавать никаких личных вопросов. Сейчас эти границы размылись. Люди хотят, чтобы к ним проявляли интерес, особенно если в их жизни происходит нечто такое, что может повлиять на их успехи в работе», — говорит Палаццоло.

Что  нужно сделать, чтобы наладить испорченные отношения с вашим начальником, выжать максимум из хороших отношений или подготовить план для выстраивания их в будущем? Советы Пьеры Палаццоло и эксперта из LinkedIn Careers Николь Уильямс — в нашей галерее.

Выясните, чего конкретно хочет ваш руководитель

За последние десятилетия взаимоотношения между начальниками и подчиненными кардинальным образом изменились. «Работодатель понимает, что ему нужно прикладывать усилия, чтобы удержать вас в компании, — говорит Уильямс, — но при этом он рассчитывает, что вас не нужно держать за руку и следить за каждым вашим шагом».

Кроме того, офисная атмосфера постоянно меняется, сейчас появилось новое поколение работников, привыкших к совершенно другому стилю работы. «В том, что касается  стратегии управления  и координирования деятельности, новое поколение в большей степени склонно подвергать сомнению решения начальства, их уровень ожиданий выше. От руководителя ждут, что он будет проявлять больше эмпатии и оперативно реагировать на потребности сотрудников», — говорит эксперт.

Для некоторых руководителей, в особенности тех, чей период взросления пришелся на эпоху гораздо более формального и подчиненного иерархии рабочего климата, это может оказаться сложной задачей. Не рассчитывайте на телепатические способности своего начальника и говорите предельно прямо, обсуждая ваши цели в работе. Задавайте уточняющие вопросы.

«Самый простой способ узнать что-то — это спросить, — добавляет Палаццоло. — Узнавайте все детали: как часто нужно обсуждать этапы работы, как решать возникшие проблемы. Выясните эти моменты, не гадайте. Убедитесь, что вы в точности понимаете, чего от вас ждут».

Установите доверительные отношения с начальником, делитесь личными историями в офисе

И Уильямс, и Палаццоло подчеркивают, что команды, в которых между начальниками и подчиненными установилась хорошая связь, демонстрируют больше взаимной поддержки. «В большинстве случаев лучшие примеры отношений в группе начальник-подчиненный — это те, где устанавливается глубокая связь на личном уровне. Возникает глубокая эмпатия, и вы заботитесь друг о друге», — говорит Уильямс.

Однако не все боссы хотят выслушивать рассказы о том, как вы провели выходные или какие у вас проблемы с братом жены. В таком случае вам нужно найти другие способы устанавливать контакт и налаживать связи. Уильямс предлагает, чтобы растопить лед, спросить босса о его предыдущем опыте и о том, чему он научился на прежней должности. Это обеспечивает определенный уровень открытости и честности, при этом вы не будете испытывать давления, как если бы разговаривали о текущем месте работы.

А в том, что касается нынешней работы, открыто задавайте вопросы, чтобы лучше понять, чего хочет ваш руководитель, уточняйте требования к вашей непосредственной деятельности. «При каждой возможности уточняйте детали, спрашивайте, чего именно от вас хотят, — советует Уильямс. — При этом ваша позиция должна быть «Я хочу помочь повысить эффективность».

/Это нормально, если у вашего босса есть фавориты. Но у вас должна быть собственная стратегия

У начальников часто бывают любимчики – подчиненные, с которыми они особенно хорошо ладят, кому поручают важные проекты. Если такое происходит у вас в компании (но в числе фаворитов не вы), подумайте, какую стратегию стоит применить, чтобы улучшить отношения с начальником и вызвать его доверие.

Неуверенность в себе, чрезмерное беспокойство, как говорит Уильямс, могут разрушить не только романтический отношения. «Отчаянное стремление понравиться может выйти вам боком на рабочем месте, — уверяет эксперт. — Старайтесь быть сдержаннее, пусть ваша работа будет ключевым способом войти в доверие. Вам не нужно даже говорить о том, какой вклад вы вносите, просто делайте это».

И не забудьте о формировании прочных связей с коллегами, особенно с теми, которым ваш босс демонстрирует симпатию. Проявив себя как сильный командный игрок и независимый лидер, вы проявите себя наилучшим образом. «Если вы нравитесь другим людям, это сигнал для вашего босса, что на вас стоит обратить внимание», — добавляет Уильямс.

Если начальник мешает вашему развитию, важно с ним вовремя попрощаться

Построить продуктивные отношения со сложным начальником реально, но не менее важно вовремя понять, когда для вас будет продуктивнее уйти, чтобы двигаться дальше. «Выбор руководителя имеет очень большое значение для карьеры, — уверена Уильямс.  – Можно работать с плохим начальником и научиться у него всему, что пригодится в будущем. Но если вы чувствуете, что он вас деморализует, что вы становитесь зависимы от него и уже не можете провести границу между плохим начальником, собой и своей работой, — это тревожный симптом».

Ищете новую работу? Не забудьте заранее продумать, каким должен быть ваш будущий начальник

Если вы хорошо представляете, какого человека хотели  бы видеть своим начальником, это может быть ключом к успеху. Несмотря на то что это не всегда в вашей власти, вы по крайней мере можете отслеживать сигналы, дающие представление о том, каким руководителем может оказаться тот или иной человек. Уильямс рекомендует во время собеседования обращать внимание на то, как выглядит офис руководителя, как он себя ведет в условиях собеседования и какого рода вопросы задает.

Например, предприниматель или начальник-«новатор», будет все время ставить перед вами амбициозные задачи и предоставлять новые возможности роста, но, скорее всего, вам придется большую часть работы делать самостоятельно. «Офис «новатора» обычно представляет собой свалку, — говорит Уильямс. – Такой человек с большей вероятностью будет во время беседы проверять почту и телефон. Вы сможете наблюдать его непосредственно «у руля». Они много говорят о себе».

У человека, менее склонного к формированию дружеских отношений с подчиненными, скорее всего, не будет личных фотографий в кабинете, говорит Уильямс. «Все, что вы увидите, будет иметь отношение к работе, вы не найдете там никаких намеков на личные интересы и предпочтения».

«Из вопросов, которые вам задают, можно сделать выводы о стиле управления, которым пользуется этот человек. Более отстраненный, холодный руководитель задает открытые вопросы о том, что вы делали в прошлом, за что отвечали, — говорит Уильямс. – Начальник, склонный контролировать каждый шаг, будет спрашивать о конкретных деталях».

Кроме того, Палаццоло рекомендует побольше разузнать об истории человека внутри компании, в особенности о его стаже. В конечном счете лучшее, что вы можете сделать для своих отношений со своим нынешним или будущим начальником — это воспринимать их всерьез, как другие важные виды отношений в вашей жизни. Все они нуждаются в активном управлении и развитии для максимальной отдачи.

«Хороший начальник может изменить вашу карьеру. Внимательно относитесь к нему и будьте готовы сами взять на себя роль «новатора» — не только он должен рассказывать о себе, но и вы должны задавать вопросы».

Forbs.ru