Каждому из нас свойственны ошибки. И часто мы слышим от людей фразы типа: «На ошибках учатся». В этом есть доля истины, ошибки позволяют нам создавать бесценный опыт. Но ведь можно избежать совершения ошибок! Ведь не зря говорят: «Дурак учится на своих ошибках, умный на чужих». В этой статье мы поговорим о самых распространённых ошибках лидера, знание которых поможет вам в значительной степени вырасти как лидеру и личности.

 

Первая ошибка лидера: отсутствие обратной связи.

Как вы можете быть эффективным лидером, если не можете обеспечить хорошую обратную связь? Не может хорошее руководство состоять из одних только приказов. Люди, которые за вами идут, должны быть в курсе ваших основных планов, цели вашего движения, ну а если вы не можете обеспечить двустороннюю связь между вами и вашими подчинёнными, ни о каком эффективном лидерстве не может идти речи. Следует также заметить обеспечение обратной связи необходимо не только с вашими подчинёнными, но и вашими клиентами. Если вы хотите быть хорошим лидером, вам необходимо научиться обеспечивать качественную обратную связь.

Вторая ошибка лидера: отсутствие времени на команду.

Эта ошибка как следствие вытекает из ошибки номер один. У любого менеджера или лидера есть свои важные задачи, но увязание в рутине своих задач удаляет вас от вашей команды. Они вас просто не видят. У всех есть свои дела, но это не должно явиться поводом для распада вашей команды. Ваши люди – ваша опора, помните, вы лидер и вы направляете ваших людей, вы не можете создать команду и отойти от дел, без риска лишиться поддержки своих последователей. Ваши люди должны знать вас, вашим людям необходимо ваше руководство. Чтобы избежать этой ошибки вам необходимо привести порядок в своём расписании. Вы должны знать свою команду, знать об их потребностях, и оказывать им необходимую помощь.

Третья ошибка лидера: отстранённость от дел.

Нельзя целиком и полностью доверять дело своим подчинённым. К примеру, вы даёте своему подчиненному задание, он принимает его и согласно кивает головой на вопрос, понял ли он всё правильно. Вы уходите и начинаете заниматься своими делами. Спустя неделю вы видите, что результат, которому пришёл ваш подчинённый, несколько отличен от того, что вы хотели. Но виноват ли в этом подчинённый? Он сделал всё так, как это понял сам, и как вы это объяснили. Вы даже частично не контролировали процесс, в результате получили то, что получили. Чтобы избежать этой ошибки вы не должны оставлять все дела на подчинённых, и здесь дело даже не в доверии, просто где-то процесс может пойти не так, как задумали его вы, а если вы хоть частично контролируете его, то сможете внести некоторые коррективы.

Четвёртая ошибка лидера: излишняя дружелюбность.

Дружелюбие по отношению к членам вашей команды это не плохо, и это, в некоторой степени делает вашу команду счастливее. Однако излишнее дружелюбие может нанести вред целостности вашей команды. Любому лидеру приходится принимать жёсткие решения в отношении членов своей команды, а излишняя дружелюбность по отношению к ним, которое имело место до принятия таких решений, может быть использовано человеком, к которому принимаются жёсткие меры. Разумеется, вам необходимо общаться с вашими людьми, однако вы должны соблюдать равновесие между дружескими отношениями, и отношениями бос – подчиненный. Старайтесь устанавливать чёткие границы, переходить которые членам вашей команды не следует.

Пятая ошибка лидера: неумение определять цели.

Если человек не имеет чёткой цели, он начинает заниматься чем попало, но только не развитием вашего дела. Невозможно быть продуктивным в том или ином деле, когда не имеешь понятия над чем ты работаешь, и какие инструменты и средства следует использовать. Хороший лидер должен уметь расставлять приоритеты своих подчинённых, чтобы предотвратить завершение проектов в неправильном порядке. Хороший лидер должен уметь устанавливать цели для своей команды – с чётким указанием, куда они собираются прийти, и какими ресурсами могут располагать. Это включает также умение подстраивать цели каждого подчинённого под основную цель организации.

Шестая ошибка лидера: непонимание мотивации.

Знаете ли вы, как и чем можно мотивировать свою команду? Думаете, одних денег здесь будет достаточно? Денежное вознаграждение — не лучший и не единственный мотив, которым должна руководствоваться ваша команда. Не понимание этого – одна из основных ошибок лидера. Вы должны находить различные средства мотивации ваших подчинённых – в том числе равновесие между работой и домом, гибкий график работы, повышение по службе, дополнительная ответственность или похвала. Вы должны знать, что может быть хорошим мотивирующим средством для людей, и в частности для вашей команды. На нашем сайте вы найдёте множество статей о мотивации, которые помогут вам разобраться в этом вопросе.

Седьмая ошибка лидера: поспешное решение о приёме.

Если вашей команде не хватает рабочих рук, иногда требуется принимать дополнительных людей. Но поспешные решения о приёме людей могут привести к катастрофическим последствиям. Вы должны крайне серьёзно и ответственно подходить к найму людей на работу. Ведь среди тех, кого вы нанимаете, могут быть безответственные люди, некомпетентные и непродуктивные. Они могут замедлить работу вашей команды, они могут не сойтись характерами с членами вашей команды. Да что перечислять, вариантов исхода поспешного найма может быть множество. Поэтому, как хорошему лидеру, вам необходимо научиться узнавать людей до того, как будет принято решение о приёме.

Восьмая ошибка лидера: создание плохого примера.

Если вы в рабочее время разговариваете по личным вопросам, отзываетесь негативно о вышестоящем начальстве, позволяете себе превышение полномочий, вы можете ожидать от команды того же самого. Вы должны быть хорошим примером для подражания. Помните, вы лидер, но вы работаете в команде. Команда следует за вами, любой человек хочет быть похожим на лидера, но какой пример можете дать вы, если позволяете себе безответственное отношение к работе? Если вашим людям приходится оставаться на работе сверхурочно, почему бы вам не сделать то же самое? Помните, поведение и отношение к работе вашей команды, часто является отражением вашего собственного поведения и отношения к работе.

Девятая ошибка лидера: избегание делегирования.

Некоторые менеджеры пренебрегают делегированием задач между участниками команды, поскольку считают, что никто кроме них самих не может выполнить то или иное задание правильно. Это создаёт множество проблем. Ваши подчинённые специализация ваших подчинённых продолжает оставаться узкой, а у вас совсем нет времени, чтобы думать над глобальными задачами. Разумеется, эффективное распределение задач требует времени и усилий, однако если вы делаете это, то в результате повышаете эффективность всей вашей команды.

Десятая ошибка лидера: непонимание своей роли.

Обычно, эта ошибка свойственная вновь нанятым менеджерами или людям, получившим повышение. Так, если вас повысили до должности менеджера или выбрали лидером, на ваши плечи ложится множество обязанностей, отличных от тех, которые вы имели ранее. Теперь, чтобы ваша команда была успешной, перед вами стоят иные задачи – и основная из них эффективное руководство, которое требует иного набора навыков. Быть подчинённым и лидером – совершенно разные вещи, теперь вам необходимо не только научиться командовать людьми и делать это правильно и эффективно, но и сформировать новые стили поведения. Вы должны понимать свою роль в команде, как роль лидера.

Со временем, при наличии желания и отсутствия лени, вы станете настолько успешным руководителем, что ваш больше не будут пугать ни какие ошибки, поскольку вы будете знать, чуть ли не каждый риф на пути этого важного и ответственного дела. Вы столкнётесь с угрозой совершения другой ошибки – считать, что вы знаете достаточно, или более чем достаточно, для того, чтобы быть успешным лидером. Даже если вы успешны на вашей руководящей должности – это не потолок, вам ещё многому следует учиться, вам ещё можно и нужно совершенствовать и оттачивать свои навыки. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, и, успехов вам!