Digital-трансформация — универсальный ответ на один из вечных вопросов любого бизнеса: как сделать дёшево и хорошо. Вы узнаете, как оперативно отвечать динамичным требованиям рынка, с чего начать комплексную модернизацию бизнеса, а также найдёте топ-5 кейсов от известных компаний.

В последнее время мы всё чаще слышим о digital-трансформации (она же — цифровая трансформация), но мало кто знает, что это такое и как её использовать. Попробуем разобраться. Вот какое определение этому понятию даёт Говард Кинг, эксперт по анализу данных агентства Rufus Leonard.

Digital-трансформация  масштабная трансформация бизнеса, которая затрагивает весь набор функций предприятия от автоматизации закупок до маркетинга и продаж. Она напрямую влияет как на изменение операционной модели, так и на инфраструктуру предприятия, базирующуюся на цифровых технологиях и протекающую под действием трёх основных драйверов: изменение запросов пользователей, развитие технологий и усиление конкуренции

Говард Кинг
эксперт по анализу данных агентства Rufus Leonard

Сегодня уже практически не осталось компаний, на которые бы не повлияли цифровые технологии. Большинство операций выполняются онлайн: заявка на кредит, покупка в интернет-магазине, получение консультации юриста или просмотр данных о расходах по банковской карте.

Рассмотрим, какие существуют объекты цифровой трансформации (по материалам X Международной научно-практической конференции).

  1. Люди — пользователи всё активнее используют технологии для совместной работы или решения поставленных целей и задач. Например, для разработки или создания продуктов, сбора средств на реализацию проектов на сайтах краудфандинга, привлечения экспертов на добровольных началах с помощью соцсетей, блогов, форумов и пр.
  2. Процессы — происходит переход к новым технологическим инструментам, позволяющим качественно повысить эффективность модели управления. Сюда относится использование облачных хранилищ данных и приложений, внедрение искусственного интеллекта и т. д.
  3. Продукты — появляются новые продукты, которые являются результатом успешной digital-трансформации. Например, дополненная реальность, 3D-принтеры, продукты с открытым исходным кодом и др.

В течение всей своей истории человечество использует инструменты: сначала чтобы выжить, затем  чтобы менять окружающий мир. Именно инструменты помогали нам достичь желаемого, что давало почву для дальнейшего развития мысли и культурного прогресса. Наш вид умён, потому что мы научились эффективно использовать имеющиеся инструменты. Эффективно  означает в сотрудничестве. И сегодня, когда мы обсуждаем технический прогресс — зависит ли он от интернета, роботов, новых данных или чего-то ещё  мы забываем о том, что на самом деле всё зависит от людей и культуры. А дальше  вопрос в том, насколько хорошо они вместе работают на результат. И именно в этом суть цифровых трансформаций в бизнесе.

Дэвид Брэй
IT-директор Американской Федеральной комиссии по связи

Digital-трансформация в действии

Будущее уже наступило. Во всех крупных мировых компаниях традиционные цифровые пространства приобрели вид «облачных» систем. Как и всё гениальное, этот принцип весьма прост и успешно применяется: хранилища больших объёмов данных, интернет вещей (концепция появилась ещё в далеком 1999-ом!), RAD-программирование (концепция быстрой разработки ПО) — все эти разработки так или иначе отражают эти инновации и являются примерами их успешного воплощения. Рассмотрим несколько кейсов известных компаний.

1. Hydrogen One от RED

Вот наглядный пример digital-трансформации продукта. Компания RED, выпускающая дорогие профессиональные камеры для кинопроизводителей и работающая в основном в офлайне, анонсировала появление собственного смартфона Hydrogen One, на котором можно смотреть 3D-видео без очков. Водородный голографический экран и модульные мини-камеры, позволяющие снимать видео в собственном формате компании (.h4v), инновационная стереосистема, создающая эффект присутствия, — это новая попытка компании сразиться за свою долю на рынке смартфонов, битву за которую производители кино- и фотоаппаратуры пока явно проигрывают.

2. ELSE.shoes от Microsoft и E.L.S.E.

Успешную интеграцию 3D-решений демонстрирует ELSE Corp. На базе облачных технологий Microsoft Azure компания запустила сервис кастомизированных онлайн-бутиков обуви для брендов. Покупатель может через приложение создать пару ботинок или туфель на свой вкус с учётом анатомических особенностей стопы и других индивидуальных предпочтений.

3. Microsoft Course IQ

Ещё один успешный проект, получивший в 2017 году бронзового Каннского льва, — Microsoft Course IQ. Этот сервис предназначен не только для дизайнеров, которые могут быстро и объективно оценить ландшафт для создания будущих полей для гольфа, но и для игроков, которые могут в реальном времени выбрать лучшую позицию для игры. Приложение анализирует не только ландшафт и погоду, но и собирает данные дронов, обрабатывая их с помощью машинного обучения.

Посмотреть, как выглядит сервис, и попробовать самому исследовать поля для гольфа, можно здесь.

4. Microsoft HoloLens для Ford

Интересным примером единения прошлого и будущего стала презентация последней автоновинки от Ford, которую компания провела в музее с использованием технологий смешанной реальности и HoloLens (очки смешанной реальности, разработанные Microsoft). Теперь такие очки будут применяться в дизайнерских бюро компании для разработки новых моделей машин Ford. Это позволит учесть и свести воедино большое количество информации, связанной с эргономикой, внешним видом, прочностью и безопасностью их транспортных средств.

5. ICEBERG

Сооснователь и бывший глава компании Yota Devices Владислав Мартынов совместно со своим сыном Александром Мартыновым и партнёром Николаем Кошкиным запустили систему для анализа действий хоккеистов ICEBERG. Сервис работает с использованием алгоритмов на основе нейросетей, машинного обучения и аналитических сервисов Microsoft Azure, которые предоставляют данные в режиме реального времени. Как результат — ICEBERG помогает повышать эффективность тренировок и делать прогноз на вероятность победы команды в каждой отдельной игре и чемпионате.

Зачем нужна digital-трансформация

Взгляд со стороны бизнеса

Подобно тому, как живой организм адаптируется к изменяющимся условиям среды, digital-трансформация позволяет оперативно реагировать на внешнеэкономические факторы и динамику рынка. Её преимущества для бизнеса очевидны: скорость принятия решений и проведение операций увеличивается, трудозатраты и другие расходы на выполнение действий значительно сокращаются. На выходе — стоимость продукта (будь то товар или услуга) уменьшается, а чистая прибыль компании от его реализации увеличивается.

Цифровая конкуренция, как и онлайн-сотрудничество, набирает обороты. По данным исследования Oxford Economics и SAP, 84 % опрошенных представителей мировых холдингов считают, что цифровая трансформация станет критически важной для выживания компаний в течение ближайших пяти лет. Показатели фирм, уже внедривших digital-инструменты в свои бизнес-процессы и клиентский сервис, подтверждают прогнозы специалистов. Эти цифры значительно превосходят те, которые наблюдаются у организаций, остающихся в тени цифровых трендов.

При этом опрошенные представители компаний, уже предпринявших шаги на пути digital-трансформации, ожидают в последующие два года рост выручки на 23 %.

Digital-трансформация коснулась всех аспектов бизнеса, в том числе маркетинга, взаимодействия с целевой аудиторией.

Раньше онлайн был лишь одним из типов рекламы, которую можно давать, а можно и не давать. Сегодня же присутствие в сети  это must have для любого бизнеса. Это как минимум инструмент решения стратегической задачи коммуникации с аудиторией, причём уже не имеющий никакой альтернативы, сопоставимой по своему потенциалу. При этом мы наблюдаем и более глобальные изменения, видим, что меняются бизнес-модели, используются по максимуму возможности онлайна. И данный тренд будет только усиливаться. Если прежде это были по большей части интернет-магазины, в том числе сценарии, когда офлайн-бизнес дополнялся сайтом, то сегодня мы говорим уже об онлайн-банках, приложениях и дополненной реальности. Взаимодействие с клиентами переносится в интернет. Причём мы видим примеры, когда офлайн сокращается до минимального набора опций или вовсе исчезает, передавая эстафету онлайн-пространству.

Сергей Панков
генеральный директор Ingate Digital Agency

Взгляд со стороны пользователей

Клиенты стали гораздо требовательнее к качеству обслуживания и приобретаемых товаров. Сегодня покупатель хочет иметь полный набор опций онлайн. При этом они должны быть максимально просты в использовании и также максимально быстро решать его проблему или находить ответ на его вопрос. Никто не хочет тратить время в ожидании ответа оператора (которое, кстати, может затянуться на неопределенный срок): даже если они не против прослушать «Let my people go», то после пятого раза она будет только раздражать. И в этом случае именно digital-трансформация помогает удовлетворить взыскательные требования клиента.

Какой из этого вывод?

Сегодня адаптироваться к изменениям в мировой экономике и использовать инновационные подходы вынуждены компании любого уровня, будь то небольшое предприятие или крупная компания с сетью филиалов. Иначе прибыль получит конкурент, а деловой партнер найдёт другого подрядчика, более гибкого и адаптированного к современным технологиям ведения бизнеса.

https://blog.ingate.ru