Придумайте концепцию

Главный секрет хорошей презентации — это внятная концепция. Допустим, вам нужно рассказать о стратегии развития компании и вдохновить сотрудников. Обычно при этом используют общие, расплывчатые формулировки. Мы в таком случае советуем провести через весь доклад понятную всем аналогию. Например, представить, что ваша компания — это спортивная команда или экипаж корабля, а вы их капитан. Вы все вместе боретесь против другой команды или бушующего океана. Как только есть общая аналогия, всё остальное «привязывается» к ней очень легко, сами собой возникают новые образы, сравнения и шутки. Вместо аморфных «приоритетов компании» и «корпоративных ценностей» появляются яркие символы.

Помните о контексте

Многие используют одну и ту же презентацию для различных целей: сначала — для выступления перед большой аудиторией, затем — для рассказа о продукте за бизнес-ланчем, а потом её же могут выслать по почте. Так делать нельзя, потому что тем самым вы показываете неуважение к аудитории, не принимаете во внимание их интересы. Важно понимать контекст. Пафосная, длинная речь, рассказанная сидящему напротив вас инвестору, будет звучать дико. Он наверняка прервёт вас на полуслове, попросит рассказать самую суть, перейти к демонстрации бета-версии.

Как подготовить действительно хорошую презентацию. Изображение №2.

Презентация для инвестора или другой небольшой группы людей больше похожа на разговор, а не на выступление. В таких случаях лучше вовсе отказаться от слайдов на компьютере. Например, их можно распечатать на открытках и передвигать их руками по столу — так гораздо удобнее и приятнее. Можно составить план своей презентации в голове, а затем взять лист бумаги и заполнять его во время рассказа. Другой пример: вместо того, чтобы рассылать всем стандартную презентацию по почте, лучше сделать одностраничный интерактивный сайт, который будет легко обновлять. Так, чтобы зашёл — и сразу видно, что к чему.

Упрощайте

Когда вы начинаете готовить презентацию, у вас обычно есть очень много разрозненного материала, какая-то статистика, сложные таблицы и диаграммы. Возможно, вам кажется, что, если вы включите всё это в презентацию, всем станет понятно, что вы настоящий профессионал и ответственно подошли к делу. Это не так — даже если вы выступаете на серьёзном корпоративном собрании, ваши слушатели — прежде всего люди, и общаться с ними нужно на человеческом языке. Чаще всего нужна не таблица, а лишь несколько значимых цифр из неё, не диаграмма, а вывод, который можно из неё сделать. Поэтому, когда вы готовите презентацию, задавайте себе по поводу каждой схемы вопрос: «Зачем это здесь? Что я хочу этим сказать?»

Как подготовить действительно хорошую презентацию. Изображение №3.

Сокращайте

Безжалостно удаляйте всё лишнее, выливайте всю воду, оставляйте суть. Вспомните Паскаля, который извинялся за то, что у него «не было времени написать короткое письмо», то есть найти самые точные слова для выражения своей мысли. Вместо того чтобы говорить час, говорите 15 минут. Не выкладывайте сразу все карты на стол, создайте эффект недосказанности, чтобы слушателям было что у вас спросить после выступления. Чтобы не попасть в ситуацию, когда вы не знаете, что ответить, просто расставьте по вашему тексту зацепки, которые гарантированно спровоцируют вопросы, ответы на которые вы точно знаете.

Используйте картинки вместо слов

Визуальное говорит больше, чем слова. Лучший слайд — это пост, где есть большая картинка и небольшое пояснение внизу. Ещё лучше — если и без слов всё будет понятно. Картинки должны стать теми образами, которые останутся в памяти зрителей и вытянут за собой содержание вашего выступления. Поэтому не выбирайте бессмысленные картинки с улыбающимися детьми или классические изображения вашего продукта.

Не включайте в слайд много текста. Обычно бывает так: спикер показывает новый слайд, зачитывает то, что там написано и начинает пояснять, что он имел в виду. Мы советуем делать всё наоборот — сначала рассказать вашу мысль, а затем, в момент кульминации, когда вы делаете вывод, показать слайд. Вовремя переходить к следующему слайду — это очень важно.

Как подготовить действительно хорошую презентацию. Изображение №4.

Разбудите аудиторию

Начинать выступление лучше всего с объяснения, для какой цели вы все собрались. Стоит быть готовым к тому, что сначала люди будут относиться к вам с некоторым недоверием: журналисты и инвесторы обычно настроены скептически, сотрудники компаний просто ожидают, что им будет скучно. Поэтому ваша задача в первые минуты — «вытащить» их из негативного отношения в нейтральное. Если у вас неплохо с юмором, можно пошутить. Можно начать со слайда с шокирующей картинкой. Видео также отлично задаёт тон последующему выступлению и настраивает аудиторию на определённый лад. Видео хорошо ещё и тем, что оно живёт дольше презентации, после его можно, например, разместить на вашем сайте.

Не переборщите с шутками

Все мы разные, и то, что хорошо одному, совершенно не подойдёт другому. Тим Кук строит свои выступления не так, как Стив Джобс, но тоже здорово. Если вы по природе сдержанный и строгий человек, не стоит ломать себя и строить из себя шутника ради успешной презентации. Это будет выглядеть неестественно. Шутите, только если вам в этом комфортно. Ваша задача — донести до слушателей информацию в удобной и понятной форме, а смех в зале не обязателен. В целом, шутки хорошо использовать, если нужно разрядить обстановку, передохнуть между двумя серьёзными этапами выступления.