Писать письма стало настолько повседневным занятием, что можно подумать, будто у людей это получается само собой.
Однако, получив тысячи писем за последний год, я могу с уверенностью сказать, что частота не гарантирует эффективность. Что означает: множество людей понятия не имеет о том, как написать правильный email. Даже те, кто профессионально занимается PR!
Неважно, насколько базовым кажется этот навык, всему нужно учиться. И, к сожалению, никто не рвется обучать молодежь написанию эффективных писем, несмотря на то, что это краеугольный камень современной коммуникации. Знание, как написать хороший email, — то есть тот, на который ответят – ключ к вашему успеху. Одно письмо может решить, получите ли вы работу, станет ли кто-то вашим ментором, найдете ли вы финансирование для реализации ваших идей, получите ли вы совет, который сможет изменить всю вашу жизнь.
Каждое письмо – это товар, даже если вы не продаете бизнес-идею в буквальном смысле. Вы продаете другую идею – стоит ли отвечать на это письмо – и это совсем не просто. Человек которому вы пишете, ежедневно может получать десятки, даже сотни писем, и он, вполне вероятно, не может выделять равное время и внимание каждому из них. Так что, как и при личных «продажах», у такого человека есть свои способы разделения писем на два потока – те, на которые стоит ответить и те, который отправятся в корзину. И то, куда направится ваше, зависит от того, даст ли ваш email тревожный звонок получателю – письмо – это первое впечатление о человеке в данном случае, и нажмет ли он «ответить» или «удалить» зависит от маленьких, почти неуловимых сигналов.
В каких же точках отправитель и получатель письма могут НЕ найти общий язык:
Позиция получателя • Получает множество писем • Если это личность публичная, ему часто пишут комплиментарные письма • Регулярно слышит стандартный набор вопросов и просьб об услуге • Мало свободного времени • Не против вам помочь, но только если это быстро
Позиция отправителя • Тратит много времени на написание «идеального» (или идеально длинного) письма • Уверен, что его запрос оригинален, уникален и вообще особенный • Уверен, что до него никто о такой услуге не просил • Не может представить, почему ему могут отказать • Стремится рассказать всю свою историю, все аспекты, так что слушатель точно уяснит его точку зрения
Секрет того, чтобы вам ответили на письмо – поставить себя на место адресата и соответствующим образом составить ваш email. Как это сделать? Ниже мы приводим список моментов, на которые люди обращают внимание, когда решают, стоит ли отвечать на письмо. Да, может показаться, что требования несколько жесткие. Но это не вопрос личной неприязни одного человека — это именно то, на что все собственники компаний, рекрутеры и редакторы газет обращают внимание, оценивая письма, это то, что люди и так говорят у вас за спиной – и нет смысла скрывать все эти вещи от людей, пытаясь казаться «милым».
Примечание: это руководство касается только писем , которые вы пишете, когда вам что-то нужно от получателя, даже если это просто ответ. Если вы просто набросали email, чтобы наскоро поделиться информацией или выразить признательность, или переписываетесь с кем-то, кого хорошо знаете, — эти правила не так важны.
Как правильно написать письмо
Уважайте время получателя и убедитесь в том, что этот email вообще необходим
Время каждого человека бесценно. Когда вы отправляете письмо, то, что вы сообщаете, это: «То, что я хочу сказать, стоит 5 минут твоего времени, времени, которое ты мог бы потратить на дела или провести с семьей».
Так что не заставляйте других тратить время на решение вопроса, с которым вы и сами можете разобраться. Верьте в себя! Я поражаюсь количеству вопросов, на которые можно легко ответить за 10 секунд с помощью Google или Yandex (очень хочется иногда написать: «Позвольте, я для вас погуглю…»).
Начинайте с приветствия
Если вы с места в карьер начинаете с первого предложения вашего письма, это звучит грубо. Используйте “Добрый день, _____” , “Здравствуйте, _____”. Но не “Привет ____”, по крайней мере, если у вас еще нет тесных связей и истории переписки.
Мне кажется, тенденция опускать приветствие еще сильнее заметна, когда используется контактная форма для отправки сообщения через сайт. Не забывайте, что даже если вы используете форму, адресату послание приходит в виде письма.
Адресуйте ваше письмо тому, кому вы пишете (тем)
Приложите все усилия, чтобы выяснить имя того, кто действительно будет читать это письмо, вместо того, чтобы начинать с просто «Здравствуйте» или «To whom it may concern» (англ. «Тому, кого это касается»). Использование имени делает ваш email более личным, персональным, и он уже не выглядит как спам. Если за волнующий вас вопрос отвечают двое, пишите двоим: «Здравствуйте, Елена и Александр!»
Правильно пишите имя адресата
Идиотизм, да? Неправильное написание имени обрубает все возможные связи с человеком еще до прочтения самого письма. Получателю становится понятно, что вы мало что о нем знаете, да и вообще не слишком склонны вдаваться в детали. И если вы после неправильного обращения еще и напишете «Я ваш большой поклонник», вы автоматически вылетаете за неискренность.
Установите эмоциональную связь до того, как перейдете к делу
Подойдет любая «речь в лифте», которая поможет создать связь с адресатом до того, как речь зайдет о бизнесе. Это заставит адресата чуть больше к вам проникнуться, захотеть вас выслушать, помочь вам. Будьте лаконичны и правдивы. Вот примеры вступлений для создания такой связи:
«Я большой поклонник блога ProNetworking.ru и читаю ваш сайт уже 1,5 года. Благодаря ProNetworking я познакомился с несколькими топовыми бизнесменами, получил повышение и нашел ментора»
«Уже 5 лет я покупаю туалетную воду Gucci Flora. Первый раз мне подарил ее муж на день рождения, и с тех пор это мой любимый аромат»
«Как ваш земляк из Владивостока…»
«Я искренне восхищаюсь вашим исследованием обезьян-ревунов. После вашей книги я решил поступить в университет и специализироваться в биологии. Именно поэтому я вам и пишу…»
Еще иногда люди делают что-то в этом роде: «У вас отличный сайт. Мне очень понравилась статья (то, что отправитель очевидно «выцепил» с первой страницы минуту назад)». Когда формирование связи настолько «липовое», оно имеет обратный эффект. Вы должны писать так, чтобы адресат понимал, что вы не просто отправляете одно и тоже шаблонное сообщение всем подряд, изменяя только имя отправителя, но что вы искренне в нем заинтересованы.
Сохраняйте краткость и переходите к делу
Еще раз: время любого человека бесценно. Не стоит посылать многотомные тексты. Не нужно рассказывать вашу биографию. Переходите к делу и опишите ситуацию как можно меньшим числом предложений. Вы можете предположить, что если снабдить адресата максимальным количеством деталей, вероятность того, что он или она вам ответит, повысится. Пожалуй, что наоборот. Большой текст перегружает читателя, он скорее удалит ваше письмо, чем потратит 10 минут на весь ваш свиток. Если ваша идея недостаточно интересна, чтобы зацепить даже в паре фраз, вам стоит поработать над ней, и если совет, который вам нужен, требует многочисленных абзацев с объяснениями, лучше исследуйте вопрос самостоятельно, пока не сможете сформулировать простой вопрос, который вы зададите по email другому человеку.
Абсолютно четко выражайте вашу просьбу
Даже если вы хотите сделать ваше письмо максимально кратким, выразите то, что вы хотите получить от адресата, совершенно четко и конкретно.
Вот одно из последних писем, от которого я в восторге:
Здравствуйте, Максим! Мне очень нравится Ваш сайт. Похоже на то, чем мы занимаемся. Нам бы стоило подумать о партнерстве или совместном проекте. Как вы думаете, что мы могли бы сделать? Искренне Ваша, Анна
Само собой, я понятия не имею, как мы могли бы сотрудничать… Вы появились в моей жизни 10 секунд назад. И если вы связываетесь со мной, это именно ваша задача – подумать обо всех этих вещах, а затем обратиться ко мне с идеей, которая могла бы мне понравиться – с четким, конкретным предложением. Вы должны представить получателю товар, глядя на который, он скажет «да» или «нет». Если вы задаете вопрос, будьте как можно более конкретны, так, чтобы адресат не тратил много времени на ответ.
Чем короче ваше письмо, и чем проще адресату ответить на ваш вопрос, тем выше вероятность этот ответ получить.
Не пытайтесь дразнить
Вот еще одно милое письмо из недавних:
Привет, Максим! У меня есть потрясающая идея о том, как улучшить ваш сайт. Напишите мне, если хотите узнать больше! Сергей
И с чего я должен тратить время на ответ, если я даже не знаю, заинтересует ли меня ваша идея? Сразу же удаляем.
Если у вас есть сайт, дайте на него ссылку
Не рассказывайте о вашем сайте, блоге без ссылок. Я знаю, что это займет всего 5 секунд – зайти в Google и поискать, но я не буду этого делать. Это очередная помеха для «сделки». Старайтесь максимально упростить все для получателя.
А когда вы даете ссылку на ваш сайт, убедитесь, что он работает и активен.
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ CAPS LOCK
Это универсальный симптом безумия. Если вы все пишете КАПСЛОКОМ, выглядит так, словно вы кричите. Удаляем сразу же.
и не пишите все маленькими буквами
Да, я знаю, на дворе 2014 год и заглавные буквы остались в 20 веке. И, возможно, однажды молодежь решит массово покончить с ними. Но пока это не произошло, и вам приходится иметь дело с 30-летними стариками вроде меня, используйте заглавные буквы там, где это нужно. Если вы ленитесь даже нажать shift на клавиатуре, я вряд ли отнесусь к вашему письму так же серьезно, как к письмам других людей.
Перечитайте email на предмет ошибок
Несколько раз прочитайте ваше письмо, убедитесь, что все написано правильно. Помните, вы пытаетесь произвести первое впечатление – пусть оно будет хорошим. Я знаю одного редактора сайта, который отказывается от пресс-релиза, если находит в нем хоть одну ошибку. Лично я не гонюсь за совершенством, бывали случаи, когда я отправлял письма, казавшиеся мне идеальными, а потом перечитывал и находил чудовищную ошибку. Но, по крайней мере, постарайтесь хотя бы написать правильно те слова, которые важны для получателя. «Я хочу писать про «netvorking» сыграет не в вашу пользу.
Эти советы довольно универсальны. Используйте их, когда пишете автору сайта, большому боссу, потенциальному партнеру или клиенту, да и просто любому незнакомому человеку. Тогда шансы на то, что вы получите ответ на свой email, сильно возрастут.