Бенчмаркинг – это сопоставительный анализ на основе показателей. Обычно для сопоставления берется лучшая практика / успешная компания. Чем больше разрыв в эффективности, тем проще добиться прироста. И, напротив, в областях, в которых ваши показатели на пределе, сложнее добиться прироста. Таким образом, бенчмаркинг позволяет оценить себя по сравнению с конкурентами и сэкономить усилия, сфокусировавшись на том, где успех наиболее вероятен.
Основной посыл любого бенчмаркинга: если кто-то сумел добиться лучших показателей, чем мы, значит с высокой вероятностью мы сможем повторить этот успех
— Шеф, теперь у нас HR-бенчмарки, что дальше?
— Ээ…
Чтобы HR-бенчмаркинг принес пользу, нужно уметь его правильно использовать. Ниже представляем пошаговый алгоритм работы с любым бенчмаркинговым исследованием.
Алгоритм работы с бенчмаркингом
1
Определите свои цели
Бенчмаркинг используют для разных целей. Определите, кому и для чего нужны бенчмарки?

  • коммуникация с бизнесом;
  • постановка внутренних нормативов и целей;
  • поиск лучших практик и улучшение HR-процессов.
2
Сформулируйте гипотезы или конкретные вопросы
По возможности, сформулируйте перечень конкретных вопросов (гипотез), на которые хотите ответить с помощью бенчмаркинга. Например, быстрее ли мы закрываем вакансии, чем конкуренты? Тратим ли мы на обучение больше, чем другие компании?
3
Подберите нужное исследование
Исходя из ваших целей, подберите нужный формат исследования. Вы можете:

  • сделать внутренний бенчмаркинг своими силами;
  • заказать внешнее исследование или сделать его самостоятельно;
  • принять участие в регулярном исследовании, организуемом сторонним провайдером.

Каждый из вариантом имеет свои сильные и слабые стороны. При выборе, опирайтесь на ваши цели. Сравнительная таблица разных видов бенчмаркинга представлена ниже.

4
Сегментируйте выборку
  • Сужайте выборку, чтобы обеспечить сопоставимость по системным факторам (отрасль, тип бизнеса, стадия развития бизнеса, регион, количество ресурсов, вкладываемых в HR и т.д.)
  • Расширяйте выборку, чтобы охватить больше лучших практик. Подумайте, с кем вы сопоставимы по бизнес-процессам, с какими компаниями конкурируете за кадры на одних рынках труда, кто использует схожие HR- технологии в схожих условиях и т.д.
5
Учитывайте ваш контекст
При анализе результатов бенчмаркинга учитывайте вашу стратегию (медиана — не всегда должна быть целью), взаимосвязи метрик (если вы много вкладываете в какую-то область, результаты в ней должны быть выше) и ваш бизнес-контекст.
6
Если сложно — зовите профессионалов!
Бенчмаркинговые исследования на российском рынке проводятся более десяти лет. Компании и консультанты накопили много опыта и могут помочь вам — используйте эту возможность! Помните, если бенчмаркинг не работает на вашу цель, что-то пошло не так. Если не формулировать цели и ожидания от исследования, то все исследования будут бесполезными – вы просто не знаете, что искать и на что смотреть.
Сравнительная таблица: внутренний и внешний бенчмаркинг
http://hr-benchmarking.ru