ВВЕДЕНИЕ

Отношения с руководителем играют огромную роль в развитии сотрудника. Именно от руководителя зависят очень многие факторы Вашей вовлеченности, Вашего эмоционального состояния. Такие факторы, как:

  1. Обратная связь. Будут ли вам пояснять Ваши точки роста и развития?
  2. Признание. Будут ли поддерживать?
  3. Карьерные возможности. Будут ли растить?
  4. Содержание работы. Будут ли учитывать задачи для Вас в соответствии с Вашими способностями и интересами? Понятно ли будут ли задачи ставиться?
  5. Баланс работы и личной жизни. Когда вы будете уходить домой?
  6. Удовлетворённость результатом. Будете ли Вы чувствовать, что Вы сделали что-то значимое?
  7. Оценка эффективности. По каким критериям будут оценивать Ваши результаты?
  8. Обучение и развитие. Будут ли учить и развивать Ваши компетенции?
  9. Финансовые и социальные условия. Будут меняться в лучшую сторону Ваши финансовые условия и общие условия труда в том числе?

Если установить правильные налаженные коммуникации со своим руководителем, то работа в компании будет очень продуктивной. И даже те вещи, которые не отлажены внутри структуры компании в целом, могут сглаживаться Вашим непосредственным руководителем. Руководитель – это дирижер, тренер, коуч, и лидер. Но в тоже время он обычный человек со своими настроениями, спецификой и характером.

А если отношения не складываются, то рано или поздно это заканчивается сменой места работы или эмоциональным выгоранием. Особенно жалко, когда это самое первое место работника, и попав в некомфортную для себя ситуацию, сотрудник потом с этой «травмой» воспринимает искаженно и все другие свои места работы.

 

Итак, с чего же начать новому сотруднику устанавливать отношения с руководителем?

  1. НАБЛЮДАЙТЕ, НЕ СПЕШИТЕ СРАЗУ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНТАКТ

Первое что хочется сказать, что для сотрудника, который только начал работать очень важно внимательно понаблюдать, в какой корпоративной культуре вы начинаете работать. Что принято, а что нет в компании, замечайте все детали. Как правильно вести себя в рамках бизнес этики компании. Зная общие правила, можно приступать к контакту с текущим руководителем. У каждого свое воспитание и свой опыт. Но самое важное на первом этапе, это гармонично встроиться в существующие правила игры – не ломая себя, и при этом следуя нормам и правилам внутри компании.

Очень многие придя в компанию, сразу стараются себя проявить, показать, как правильно, как нет, какие они сами по себя. Но здесь важно хотя бы немного оглядеться, прежде чем выстраивать свои коммуникации. На первом этапе все будут оценивать по принципу «свой-чужой». И чтобы знать эти критерии корпоративной этики, посмотрите вокруг.

Обратите внимание на следующие аспекты культуры компании в целом:

  • Есть ли у компании корпоративные ценности, что в них указано?
  • Какие есть каналы внутренних коммуникаций? Почитайте сайт, портал, журнал и др.
  • Какие стили управления приняты?
  • Как выглядят и ведут себя сотрудники, которые добились успеха?
  • Есть ли у компании дресс-код, что принято в Вашем отделе?
  • Как общаются между собой сотрудники в Вашей команде?
  • Как люди выстраивают карьеру, сколько и кто работает, чем занимается?
  • Есть ли корпоративные компетенции, как они выглядят для Вашей должности?
  • Как и когда проходит оценка сотрудников, на что важно обращать внимание сразу в своей работе?
  • В чем ваша роль на данный момент и роль Вашей команды?
  • Как взаимодействуют сотрудники и руководители?
  • Как руководители взаимодействуют между собой?

ВАЖНО: Не спешите занимать чью либо позицию, обсуждать, давать оценки, заводить друзей и врагов, осуждать, восхищаться, просто наблюдайте. Старайтесь занимать нейтральную дружелюбную позицию по отношению ко всем.

На что здесь именно смотреть в коммуникациях в компаниях?

  • Этика коммуникаций внутри компании? Жёсткие или дружелюбные?
  • Как руководитель ставит задачу, он объясняет подробно или даёт свободу при решении задачи?
  • Можно ли задавать вопросы по ходу выполнения задачи, приветствуются ли свои идеи?
  • Можно ли предлагать идеи по работе, когда это уместно?
  • Как руководитель даёт обратную связь и когда? Публично или индивидуально?
  • В чем роль отдела в целом? Вашего руководителя ценят? Он является авторитетом?
  • В чем Ваша роль? На сегодня, на год, на месяц? Была ли такая должность или она новая?
  • Какие сложные ситуации возникают, и как с этим справляются коллеги, и как ведет себя руководитель?
  • Какой стиль внутренних коммуникации, как оформляют письма, как оформляют результаты работ, презентации?
  • Когда на самом деле принято уходить домой?
  • Что не приветствуется и осуждается.

 

  1. ПОЙМИТЕ СВОЮ РОЛЬ И ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

Оценив общую корпоративную культуру, поймите четко, что от Вас ожидают. Помните, что на первых этапах – самое главное, это четко и вовремя выполнять задачи, которые перед Вами ставят. И уже после этого подумайте над своими зонами развития. Вам нужно чётко проверить, какие компетенции у вас есть сейчас, как Вы хотите развиваться дальше. Как руководитель это видит и что он от вас ожидает?

  • Задавайте вопросы и предвосхищайте ожидания в процессе выполнения задач.
  • Умейте слушать, не перебивайте. Лучше ведите подробные записи при коммуникации с руководителем.
  • Не ищите признания сразу. Меньше требуйте, сначала дайте то, что от Вас ожидают и даже больше.
  • Постройте свои план и согласуйте его с руководителем
  • Собирайте аккуратно обратную связь. Не бойтесь критики
  • Спрашивайте экспертов и учитесь у них. Проявляйте интерес к работе других коллег. Учитесь у них.
  • Изучайте и учитесь, еще глубже смотрите на задачу
  • Оценка результатов – старайтесь достичь большего, берите новые проекты и задачи для своего развития.
  1. ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ И ИДЕОЛОГИЯ

Определите личные границы. О чем вы говорите, о чем нет. Какая личная информация остается за кадром, а что Вы готовы обсуждать. Будьте собой, не притворяйтесь. Очень важно, как Вы ведете себя в спорных и конфликтных ситуациях. Сохраняйте лицо, ведите себя этично, как бы сложно не было. Верьте в компанию, в команду, в руководителя, личные эмоции потом.

Анализируйте ситуации, не поддавайтесь эмоциям:

  • Поймите ценность каждого из коллег. Не спешите сразу дружить, пройдите сначала вместе по одному общему проекту или задаче.
  • Уважайте своего руководителя, но никогда не льстите.
  • Никогда не говорите плохо о своем руководителе и команде.
  • Будьте идеологом, промоутером бренда компании и своей компании, и твердо верьте в то, чем вы занимаетесь.
  • Находите правильное время для коммуникации. Умейте всегда красиво выходить из неудобных ситуаций – признавайте вину, если виноваты, отстаивайте свою точку зрения, когда это уместно.

Идеальных руководителей нет. Кто-то будет Вас вдохновлять, кто-то наоборот будет выводить Вас из зоны комфорта. Но в любом случае, какая бы личность руководителя Вам не попалась на профессиональном пути, используйте это как возможности для своего роста. Любой руководитель вас чему-то научит и сделает сильнее по-своему.

Малинина Ольга

Генеральный директор HR inspire