Быть «дооцененным» нам важно как воздух. Исследовательское HR-агентство Office Team выяснило, что когда дело доходит до признания хорошо сделанной работы, у боссов и подчиненных мнения расходятся кардинально: 89% топ-менеджеров считают, что разбивают лоб в попытках отблагодарить и вознаградить свою команду. А вот сотрудники (три из 10) полагают, что у начальства это получается криво и неубедительно. На вопрос «что вы будете делать, если не увидите признания?» больше половины ответили, что постараются найти другую работу.

Если выбирать способ похвалы, то:

  1. 33% предпочтут материальное (необязательно денежное) вознаграждение.
  2. 24% предпочтут возможности для профессионального и личного роста.
  3. 22% будут довольствоваться словами поддержки и уважения.
  4. 16% говорят, что нуждаются в похвалах.

Почти все люди – те еще дети. Нам часто достаточно искренней похвалы и заботы, которая редко выражается в деньгах. Есть миллион способов  вознаградить свою команду с минимальным или отсутствующим бюджетом. Спросите у Google, и первые ссылки будут: «5, 25, 51, 101 способ поощрить подчиненных без бюджета». На западе книжки об этом выпускаются миллионными тиражами. На Amazonе, например, недавно видел издание «1501 способ вознаграждения сотрудников. Безбюджетные и малобюджетные идеи». Можно нанять менеджера по похвалам и опробовать их все.

Стратегия хорошего босса

Хороший способ наградить сотрудника за работу должен совмещать похвалу имотивацию для всей команды. Вот универсальный план, который поможет менеджерам любой компании не оказаться среди тех 89% неубедительных ребят.

Шаг 1: составьте план действий

Награда не должна ущемлять других сотрудников и быть одноразовой. Разработайте похвальную систему, которая будет одинакова для всех. Например:

  1. Три успешно выполненных проекта или продажи – и в награду достается небольшой денежный бонус. За десять проектов – гибкий график.
  2. За инициативность на совещаниях в награду – парковочное место.
  3. Выполнение сроков – новое рабочее место (мебель или стол у окна).

Важно давать понять, за что вы награждаете сотрудника и что вы цените в работе больше всего. Тогда и другие будут это ценить. Чтобы добиться понимания ценностей компании, нужна стратегия, которая будет известна всем.

Также полезно делать награды спонтанными: как только начинается еженедельная раздача подарочных сертификатов, хорошей работе приходит конец.

Шаг 2: будьте избирательны в наградах

Как говорилось выше, Google знает тысячи способов наградить сотрудника. Среди них есть очень простые и интересные:

1. Вручить бразды правления сложным проектом (и обеспечить поддержку, чтобы сотрудник с задачей справился).

2. Предоставить гибкий график или внезапно отпустить его домой в пятницу в середине дня.

3. Устроить праздник для всей команды с пиццей, тортом или походом в бар. Это будет и похвала, и мотивация, и тренинг на сплочение.

4. Поменять рабочее место: светлая голова в новой обстановке работает еще лучше.

5. Просто сказать «Мы рады, что ты работаешь с нами». Западные боссы даже рассылают открытки лучшим сотрудникам, чтобы их семьи тоже могли гордиться.

Шаг 3: обеспечьте личный контакт

В одной знакомой компании HR-менеджер поздравлял сотрудников со всеми праздниками и успехами. Начальник сидел в кабинете и предпочитал участвовать только в выговорах. Текучка там страшная.

«Одна из самых крутых вещей, которую я видел: это обед, приготовленный начальником для своих подчиненных, которые классно сделали какой-то проект», – говорит Эндрю Бирол, президент компании Birol Growth Consulting. Заместитель директора компании NetApp, Том Медоза просит младших менеджеров отмечать всех, кто сделал что-то классное. Каждый день он вызывает к себе 10-20 сотрудников и говорит им «спасибо» лично.

Человеку нужен человек, и это правило работает даже в управлении персоналом. Личное участие босса для многих сотрудников ценнее денежной награды.

Шаг 4: награждайте команды, но не подрывайте индивидуальную инициативу

Даже если в качестве награды вы выбрали вечеринку, сделайте так, чтобы весь коллектив знал, кто «виновник торжества». Тот же Бирол, специалист по управлению персоналом, говорит, что награда должна охватывать два уровня: индивидуальный и групповой. «Подчеркните роль индивидуальной инициативы в победе всей команды. Это сложно и очень важно».

Как порадовать своих молодцов с помощью арбузов, кед и $7500 на чипсы

Напоследок – подборка необычных систем вознаграждений, которые удалось собрать из HR-новостей. Везде есть место фантазии.

Caribou Coffee

Вторая по величине сеть кофеен в США известна не только вкусными напитками, но и корпоративной культурой. Ее директор, Майк Таттерсфилд, придумал награждать сотрудников арбузами (своих молодцов он называет Melonhead). Те, кто заработал много арбузов, получают в подарок кеды-конверсы, которые им нравятся.

FullContact

Барт Лоранг, СЕО компании, которая делает ПО для управления контрактами, уверен, что все его сотрудники – большие молодцы (других он на работу не берет). Поэтому раз в год он отправляет каждого из них в оплачиваемый отпуск. Нет, не так: в оплачиваемый! отпуск. На отдых выделяется $7500! Обязательные условия: сотрудник должен потратить их только на отдых и не предпринимать никаких попыток поработать в течение двух недель (даже на оооочень важные письма отвечать нельзя). В блоге компании Барт говорит, что неважно, какой способ отдохнуть вы выберете – секс-туризм в Непале или отдых с пачкой чипсов на диване. Важно, чтобы вы полностью отключились и восстановили силы.

Hilcorp

В 2010 году энергетическая компания Hilcorp объявила, что если за год производство вырастет в два раза, каждый сотрудник получит премию в размере $100 тыс. О результатах, к сожалению, неизвестно.

Stryker

Компания-производитель медицинского оборудования разрешает успешным сотрудникам запустить пирогом в менеджера (у них есть даже соревнования по попаданию в цель). Остается непонятным, как награждаются сами менеджеры: их стойкости можно позавидовать. Либо они так заботятся о своих подчиненных, что у тех рука не поднимается кинуть в начальника пирог.

Способов реально много и, если постараться, то не трудно составить яркую и интересную программу вознаграждений. Тема мотивации персонала в последние годы все больше и больше выходит на первый план. Поколение игреков, наводнившее офисы и учреждения, мотивировать на эффективный трудзначительно сложнее. Требуется креатив и выдумка. Но если у вас получится – они для вас горы свернут. Игра стоит свеч – ищите, экспериментируйте, внедряйте.

http://www.e-xecutive.ru