Леонардо да Винчи — один из самых многозадачных и талантливых героев эпохи Возрождения. От «Витрувианского человека» и «Моны Лизы» до научных открытий в анатомии, геологии и механике — его наследие продолжают исследовать до сих пор. При этом да Винчи сложно назвать сумрачным гением: он любил общаться с людьми, легко отвлекался от работы и бросал начатое на полпути. Как художник справлялся с дедлайнами, составлял списки дел и писал резюме — T&P собрали самые полезные уроки эффективности от «универсального человека».
Будьте любопытны
Да Винчи интересовало все на свете: как летают птицы, возникает сияние восходящей луны, работают мускулы человеческого лица и устроена челюсть крокодила. В процессе постоянного наблюдения он формулировал для себя новые задания и вопросы (например, «описать язык дятла») и записывал их в своеобразный список дел. Да Винчи не довольствовался очевидными объяснениями и пытался разобраться в причинах даже самых повседневных явлений.
Многие из этих вопросов не имели прямого отношения к его работам и напоминали скорее детское любопытство. «Для Леонардо простое наблюдение было главным способом познания мира. Он признавал ценность книг, но всегда называл себя адептом опыта», — отмечает Мартин Кемп, заслуженный профессор истории искусств Оксфордского университета. Любопытство не часто приводило его к великим открытиям напрямую, но обогащало представление о мире и помогало смотреть на привычные вещи с разных сторон.
Пересматривайте границы
Сегодня сферу интересов да Винчи назвали бы «междисциплинарной», но он никогда не разделял знания на важные и побочные. Наука и искусство, анатомия и инженерия составляли для мыслителя единое поле, где идеи из одной сферы дополняли другую. Его знание о том, как свет взаимодействует с сетчаткой глаза, определило перспективу фрески «Тайная вечеря», а среди анатомических набросков да Винчи обнаружили первый эскиз улыбки Моны Лизы.
«Хорошие идеи появляются во взаимодействии. Сегодня мы достигли такой степени специализации знания, что чувствуем необходимость вернуться к обмену идеями между наукой и искусством», — считает Франческа Фиорани, декан факультета искусства и гуманитарных наук в Университете Вирджинии. Автор биографии да Винчи Уолтер Айзексон в интервью Bloomberg отмечает, что его герой похож на современного гения Стива Джобса, потому что оба верили в глубокую связь науки и искусства: «Красота, дизайн и технические разработки представлялись им частью одного целого».
Играйте в команде
Да Винчи долгое время жил и работал во Флоренции — рыночном и интеллектуальном хабе эпохи Возрождения. Под покровительством Медичи Флоренция стала домом для людей разного происхождения и всевозможных идей. «Молодого Леонардо окружали ювелиры, портные, химики, архитекторы, художники — все они работали вместе, набираясь опыта друг от друга», — пишет Уолтер Айзексон. Да Винчи — незаконнорожденный, немного неуклюжий и открытый гей — влился в городскую среду, где осели самые разные люди — от математиков с Востока до ремесленников из Африки.
Переехав в Милан, да Винчи продолжает искать собеседников уже среди королевского двора. Художника сложно назвать одиноким гением — например, его «Витрувианский человек» вдохновлен многочисленными обсуждениями с друзьями и единомышленниками.
Не зацикливайтесь на дедлайнах
Да Винчи не доводил большинство своих задумок до конца. Одни говорят, что он просто отвлекался, другие считают, что его амбиции опередили время. Некоторые из проектов оказались просто невыполнимы — например, летающий аппарат. Но от этого он не прекращал придумывать и узнавать новое. «Иногда неплохо ошибаться, чтобы узнать пределы своих возможностей или проанализировать, почему какая-то задумка не сработала. Как говорится, я готов ошибиться, но дайте узнать почему», — пишет Айзексон.
По разным подсчетам, художник работал над «Моной Лизой» от 10 до 14 лет и, вероятно, не считал ее законченной. Часть исследователей утверждает, что, судя по техникам, использованным в некоторых частях картины, да Винчи дорисовывал ее до самой смерти. Некоторые решения и проекты заслуживают постоянного улучшения.
Прокрастинируйте с умом
Когда да Винчи работал над «Тайной вечерей», один из его друзей написал другому: «Леонардо как будто не собирается заканчивать фреску. Всякий раз, когда нужно рисовать, он размышляет о геометрии, архитектуре и анатомии», — пишет Росс Кинг в книге «The Fantasia of Leonardo da Vinci».
Да Винчи прокрастинировал, но особенным образом. В это время он перебирал в голове все известные ему факты и концепции, пытаясь создать что-то уникальное. Однажды да Винчи сказал своему заказчику: «Великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше. В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи». Работая над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти.
Продавайте себя
Да Винчи хорошо составлял резюме. Пытаясь заполучить работу военного инженера в Милане, он написал главе города 10 подробных причин, почему его услуги могут пригодиться. Часто соискатели делают наоборот и объясняют, почему вакансия идеально подходит для них, — да Винчи же ориентировался на потребности заказчика. В письме он пообещал поделиться секретами инженерного дела и только в конце добавил, что умеет рисовать.
Пишите заметки
После да Винчи сохранилось 7200 страниц дневников. Эксперты полагают, что это одна четвертая от всех его записок. В них нашли самые разные заметки — от рецепта средства от седины и рассуждений об отношениях с единомышленниками до вопросов о том, как возникают круги на воде и почему на вершинах гор можно найти ракушки и остатки кораллов. В дневниках да Винчи делал расчеты (порой с арифметическими ошибками), рисовал своих любовников, создавал чертежи, готовил тезисы для научных работ, составлял списки дел и интересующих его вопросов.
Несмотря на то что в заметках мелькают темы из самых разных областей знания, исследователи отмечают их своеобразную структурированность. Он часто иллюстрировал свои размышления на полях, придумав что-то вроде предтечи метода Корнелла. Художник не расставался с записной книжкой, хотя бумага в то время была довольно дорогой. Можно только догадываться, как сложилась бы его судьба без такой привычки.
https://theoryandpractice.ru