В течение двух последних десятилетий медитация стала повседневной практикой в крупных корпорациях и государственных учреждениях, в том числе в Google, Apple, Aetna, Пентагоне и Конгрессе США. Она, если можно так выразиться, спустилась с высот Гималаев и покинула пределы японских буддийских монастырей.

Современные руководители все чаще применяют медитацию, отмечая ее положительные эффекты. Эмпирические данные подтверждают, что она снижает уровень стресса и нормализует давление, а также помогает управлять эмоциями. Осознанная медитация, то есть практика, основанная на текущем моменте, все чаще используется управленцами для более четкой расстановки целей. Дэниел Гоулман и Билл Джордж многократно описывали ее суть: человек внимательнее слушает окружающих и руководствуется в своих действиях разумом, а не капризами или привычками.

В наше время, когда частные и государственные организации все чаще критикуют за краткосрочное видение, отсутствие глубины, за быстрые, необдуманные реакции на сиюминутные раздражители, не пора ли нам задать вот какой вопрос: «Поможет ли осознанность всем нам — не только бизнес-лидерам, но и компаниям в целом — быть более последовательными в своих действиях?». Или с практической точки зрения: могут ли руководители интегрировать практики осознанности в процесс стратегического планирования?

Семьдесят лет назад Виктор Франкл, австрийский психиатр и выживший узник Освенцима, пролил свет на этот вопрос. «Между стимулом и реакцией существует определенный зазор, — писал он в 1946 году. — Именно в этом небольшом пространстве у нас есть возможность выбирать свой ответ, то, как мы поступим. От этого ответа зависит наша свобода и наше величие». Так начиналось ставшее классическим учение логотерапии.

Осознанность — практика контроля дыхания и наблюдения за мыслями и ощущениями — по сути и есть способ «выгородить» себе такое пространство. В ходе этого упражнения человек осознает, каким образом различные внешние и внутренние стимулы провоцируют автоматические, немедленные, непродуманные ответы, реакции и даже действия. Тимоти Уилсон из Виргинского университета доказывает, что мозг человека не в состоянии справиться с ежесекундно поступающими в него 11 миллионами битов информации. Эффективности ради мы принимаем новые решения, опираясь на «старые добрые» схемы, на наши воспоминания и ассоциации. Практика осознанности помогает человеку понять, как разум реагирует на мысли, чувства и информацию, разглядеть то, что стоит за привычными сюжетами и паттернами, которыми неосознанно управляется его поведение. Так появится пространство, в котором человек сам выбирает свои слова и поступки.

Это пространство нужно не только отдельному человеку, но и организации в целом.

Ричард Румельт, специалист по стратегическому планированию, в книге «Хорошая стратегия, плохая стратегия» пишет: «Один из ключевых элементов хорошей стратегии — способность выйти из внутреннего нарратива, сменить точку зрения. Вдохновенно переформатировав трудную ситуацию, мы создаем совершенно новые схемы завоевания конкурентного преимущества и решения сложных проблем. Из таких меняющих ход игры прозрений и рождается самая мощная стратегия».

Чтобы выработать стратегию на основе того, что Ричард Чейт из Гарварда и другие ученые стали называть «генеративное мышление», необходимо не только выявить логически увязанный набор приемов и действий для решения конкретной проблемы или завоевания определенной возможности — нужно еще и определить весь спектр ценностей, предпосылок, внешних факторов, которые влияют на принятие тех или иных решений. Нужно сделать шаг назад и спросить не только, удалось ли команде найти правильные ответы и варианты решения проблемы, но в первую очередь — верно ли она определила сами вопросы и проблемы. Для этого необходим тот самый зазор между стимулом и реакцией.

Так каким же образом компания может отвести больше места для стратегического планирования? Достаточно ли будет пригласить топ-менеджеров или членов совета директоров, которые применяют практики осознанности?

Конечно, подобные меры уж точно не повредят общему делу. Стив Джобс медитировал регулярно и применял осознанность, чтобы более творчески организовывать процесс планирования. Рей Далио, миллиардер и основатель Bridgewater Capital, также применял практики осознанности не только для повышения личной продуктивности, но и для принятия стратегических решений, вникая в каждую ситуацию.

Но можно и напрямую встроить принцип осознанного восприятия в процесс стратегического планирования.

Один из соавторов этой статьи имел возможность опробовать практику осознанного принятия стратегических решений с группой руководителей среднего звена и топ-менеджеров, работающих в калифорнийских юридических, рекламных, финансовых компаниях и некоммерческих организациях. Этот опыт помог яснее представить себе, что и как функционирует при попытке интегрировать практики осознанности при принятии стратегических решений.

  1. Отведите время для медитации. Самый простой способ: непосредственно внедряйте практики осознанности в собрания. Отведите время между очередными обсуждениями стратегии на то, чтобы все собравшиеся смогли, например, проделать дыхательные упражнения и выявить отвлекающие факторы. Таким образом, к разуму присоединится еще и интуиция. Расмус Хогард и Жаклин Картер писали в своем блоге: «Простые упражнения на концентрацию и осознанность можно включить и в распорядок рабочего дня». Так, Google уже давно реализует подобный подход.
  2. Исследуйте альтернативные сценарии. Осознанность можно «включить» и без медитации. Например, упражнение на составление возможного сценария действий открывает перед теми, кому предстоит принимать решение, множество вероятностных «историй будущего». Некоторые компании — например, Shell — и даже правительства (тот же Сингапур) вполне успешно применяют такие практики уже десятки лет, главным образом ради их эвристических возможностей. Подобно практикам осознанности, упражнение по разбору вероятностных сценариев будущего — вполне разумный способ разобраться с давно нуждающимися в проверке схемами и освободить место для новых идей.
  3. Представьте идеальную картину будущего. Дэниел Гоулман считает позитивный настрой неотъемлемым элементом концентрации. «Пессимизм сужает наше зрение, — пишет он, — а позитивные эмоции, напротив, расширяют фокус и обостряют восприимчивость к чему-нибудь новому и неожиданному». Руководители компаний могут многого добиться, предлагая на стратегических заседаниях упражнение: вообразить, что будет с вашей организацией через тот или иной промежуток времени. «Если все получится в лучшем виде, чем мы будем заниматься через десять лет?» — пишет Гоулман и предлагает управленцам все обдумать.

Практики осознанности помогут и управленцам, и компаниям найти идеи и выработать цели, отбросив те, что препятствуют росту организации. Эти практики полезны не только для саморазвития, но и для того, чтобы поспеть за быстро меняющимся миром.

 

https://hbr-russia.ru