Тринадцать лет назад два выпускника петербургского морского технического университета Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий, видимо, поняли, что выгоднее торговать “жигулями”, чем управлять кораблями, и создали фирму “Мега–авто”, которая стала продавать в Петербурге автомобили Волжского автозавода.

Заработав на машинах первый капитал, друзья в 1995 году открыли в одном из бывших цехов оборонного завода “Ленинец” производственную линию соков “Мултон”. Вскоре производство расширилось, и новый завод стал одним из крупнейших в России производителей соков (бренд Nico).

Обороты компании росли в геометрической прогрессии: если в 2001 году они составляли 1,65 млрд рублей, то уже в 2002 году превысили 5,7 млрд. А к 2005 году, когда партнеры продали предприятие концерну Coca–Cola за $500 млн, оборот превышал 11 млрд рублей.

О’Кей на троих

Между тем еще в 2001 году друзья в партнерстве с Борисом Волчеком (№ 22 в рейтинге “ДП”), владельцем сети автосервисов “Юнион”, и эстонским бизнесменом Хиларом Тедером создали ООО “СПб О’кейбол”, которое в 2002 году открыло в Петербурге свой первый гипермаркет “О’Кей”.

К 2004 году у компании были четыре гипермаркета и собственная кулинария.

Продав “Мултон”, бизнесмены вложили деньги в развитие торговой сети: она начала масштабную федеральную экспансию, одновременно выйдя в новый для себя формат супермаркетов и быстро доведя количество магазинов до сотни.

В 2007 году совладельцы сети доверили управление ею международной команде менеджеров, поставив перед ними цель подготовить компанию к IPO. Эта задача была выполнена: в 2010 году ГК “О’Кей” (имевшая на тот момент 57 магазинов) разместила на Лондонской бирже около 20% акций, получив от инвесторов $420 млн. Средства были пущены на развитие сети.

В 2010 году бизнесмены решили попробовать свои силы в новой сфере и через свой кипрский офшор Global Metals приобрели две армянские горнодобывающие компании “Сагамар” и “Молибдени Ашхар”. Инвестировав в них около $200 млн, партнеры по бизнесу открыли в 2011 году новый Арманисский горнообогатительный комбинат и профинансировали доразведку месторождений меди, цинка, молибдена, золота и свинца.

Кризис среднего возраста

Однако в начале второго десятилетия жизни “О’Кея” начались испытания для бизнеса. В 2011 году под тяжестью снега обвалилась крыша одного из гипермаркетов, пострадали несколько покупателей, один человек погиб.

Удары судьбы не закончились: развитие кризиса в России привело к общему снижению потребительского спроса, что сказалось на финансовых показателях ретейлера.

В качестве реакции на конъюнктуру рынка владельцы “О’Кея” открыли новую торговую сеть жестких дискаунтеров “Да!” в Москве и Подмосковье. Сейчас она насчитывает 35 магазинов, но пока приносит владельцам убытки: по итогам 2015 года они составили 2 млрд рублей при выручке 700 млн.

Но главный удар пришелся на 2014 год: продуктовое эмбарго разорвало давние торговые связи с поставщиками, ведь “О’Кей” делал ставку именно на импорт.

Бизнесменам пришлось срочно менять стратегию: владельцы сети радикально перетряхнули топ–менеджерскую команду, а в 2016 году и вовсе взяли оперативное управление в свои руки. Компания свернула программу расширения, отказалась от ряда ранее заключенных договоров аренды в строящихся торговых комплексах и даже продала несколько земельных участков в регионах своим конкурентам. Это позволило ГК повысить эффективность бизнеса и сократить долговую нагрузку. Кроме того, сеть первой из федеральных ретейлеров запустила интернет–торговлю.

В результате 2015 год ГК “О’Кей” завершила очень даже неплохо: выручка компании выросла на 8,2%, до 171 млрд рублей, превысив прогнозы, а прибыль хоть и сократилась в 11 раз (с 5,9 млрд до 450 млн), но осталась в плюсе.

Оценка состояния (согласно рейтингу миллиардеров “ДП” на сентябрь 2016 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.

Дмитрий Коржев

Дмитрий Троицкий

http://www.retailer.ru/