Каждый второй предприниматель мечтает опубликовать книгу о взлётах и падениях своего бизнеса, а управленец, изучая новинки деловой литературы, думает, что написал бы лучше. Книжный рынок России отошёл после очередного кризиса и с 2017 года показывает устойчивый рост: продажи в рублях в среднем по рынку выросли на 10%, а 2018 год у «Альпины Паблишер» оказался лучшепредыдущего на 30% — как по тиражам, так и по продажам. Нестабильный курс валют заставляет издателей с большим интересом смотреть на отечественных авторов — покупать права на зарубежные бестселлеры становится всё дороже. Это отличный момент, чтобы реализовать свою мечту о книге.

С чего начать

Первым делом сформулируйте, зачем вы хотите написать книгу. Если вам важно потешить самолюбие, подарить по экземпляру друзьям, бизнес-партнёрам, сотрудникам и вы готовы вложиться в издание, то дальше можете не читать. Выберите симпатичное вам издательство, обсудите детали и бюджет — и вот тираж везут вам.

Если вы хотите, чтобы издержки на себя взяло издательство и выплачивало вам роялти с продаж, а ваша книга была в магазинах, то лучше следовать алгоритму.

Для начала определитесь с темой. Логично писать о том, в чём вы эксперт. Выберите жанр и манеру подачи. Автобиографии людей не на слуху продаются хуже, чем их же книги с практическими рекомендациями и кейсами из личного опыта. Затем опишите вашего читателя: кто он, какие у него заботы и как ваша книга поможет ему с ними справиться. Посмотрите, о чём сейчас пишут другие — проведите конкурентный анализ и составьте УТП — уникальное торговое предложение.

Важный этап — написание синопсиса, плана-проспекта вашего книжного проекта. Из него должны быть понятны все перечисленные выше пункты: почему именно вы — идеальный автор для подобной книги, в чём ваша экспертиза, каковы ваши возможности продвижения и структура вашей книги. По возможности приведите примеры авторского текста, например дайте ссылку на ваш блог или публикации в СМИ. В идеале напишите одну-две главы книги. Если синопсис не пишется, задумайтесь, так ли уж вы хотите эту книгу и, если да, не стоит ли вам привлечь соавтора. Им может стать человек из вашей компании, журналист или специалист по таким задачам. Критически посмотрите на готовый план и поставьте себя на место своей целевой аудитории — точно ли это то, что ей нужно, и то, что вы изначально хотели написать?

Как искать издателя и что делать, если вам отказывают

Посмотрите, кто есть на рынке, и составьте список издательств, которые выпускают подобные книги. Сходите к ним на сайт и внимательно прочитайте условия рассмотрения и требования к рукописи в разделе «Авторам». Проверьте, всё ли вы сделали по инструкции, приложите сопроводительное письмо, отправьте текст и запаситесь терпением.

Получив отказ, постарайтесь узнать, что не так с вашей рукописью или синопсисом, не расстраивайтесь и выберите другое издательство. Если издатель видит пути доработки вашей рукописи, прислушайтесь, нет ли внутреннего противоречия между его требованиями и вашими мыслями. Нет? Приступайте.

Если получаете отказ за отказом, подумайте обо всей этой затее ещё раз. Запал не пропал? Тогда рассмотрите альтернативные варианты издания книги: за свой счёт в издательстве, за свой счёт в типографии (тогда вам придётся выполнить все функции издательства самостоятельно: отредактировать, откорректировать, сверстать, оформить, продвигать и распространять тираж), на электронной платформе вроде Ridero с возможностью изготовления бумажных экземпляров по запросу, краудфандинг.

Также можно предложить издателю, не слишком воодушевлённому вашей рукописью, снизить риски — например, организовав выкуп части тиража для собственных сотрудников по себестоимости.

Как не испортить отношения с издателем

Не сажайте секретаря дозваниваться до главного редактора издательства, чтобы лично представить ему ваш текст, не делайте ковровую рассылку по всем найденным адресам. Не упрекайте отказавшего вам издателя в недальновидности и непрофессионализме: может, он и не прав, но книгу вашу теперь не издаст точно, может, ещё и коллег отговорит. Советы кажутся очевидными, однако проистекают из моего профессионального опыта: даже самый разумный человек, воодушевлённый своей идеей, может совершенно забыть о нормах деловой этики.

В конце концов, если вы хотите, чтобы вашу книгу издали профессионалы, то и переговоры с ними ведите как с деловыми партнёрами. Книжный бизнес — тоже бизнес. Авторы и издательства нужны друг другу. Нужно просто найти партнёра, подходящего именно вам.

 

https://secretmag.ru