Ну вот вы нашли идеального кандидата, он подписал оффер. Все счастливы, вы вычеркиваете еще один пункт из своего списка задач иии двигаетесь дальше, так ведь? Но процесс найма на этом не заканчивается, по крайней мере не должен. Надеемся, вы это понимаете и не забываете про адаптацию новых сотрудников.

Игнорирование адаптации новых сотрудников — одна из самых больших ошибок компаний, и это не пустые слова:

  • 4% новых сотрудников больше не появляются на работе из-за ужасного первого дня
  • 22% увольнений происходит в течение первых 45 дней на работе
  • Увольнение нового сотрудника стоит работодателю в среднем 3 его зарплаты

Компании, у которых отработан процесс адаптации, получают более вовлеченных сотрудников, более продолжительный средний срок службы(?), а также могут быстрее и дешевле привлекать новых талантливых сотрудников.

И это совсем не сложно. Вот как встречают новых сотрудников в других компаниях:

1. Удивите самодельной гифкой или видео посланием

В Lever каждый раз снимают новые welcome-гифки для сотрудников, принявших оффер. Естественно, получить окончательное «да» от кандидата мечты — огромная победа. Но почему-то очень много компаний упускает возможность порадоваться вместе с новым сотрудником. Ведь очень важно показать, что весь этот энтузиазм, который был на собеседованиях, никуда не пропал, и вы действительно рады и с нетерпением ждете его выхода на работу. Также такая традиция безусловно сплочает сам коллектив и дает кандидату представление о том, что его будущие коллеги умеют веселиться. Больше примеров этих классных приветственных гифок можно найти в нашей статье о том, как сделать оффер привлекательным и запоминающимся.


А Adobe отправляет всем новичкам приветственное видео, в котором СЕО и VP компании приветствуют новичков и рассказывают об уникальности компании и их возможности самореализации внутри.

2. Подарите милый подарок

Идеальные бесплатные мелочи — полезны, интересны и могут помочь продвинуть ваш бренд. Только пожалуйста, выходите за рамки стандартных кружек и ручек с логотипами.

Через 48 часов после подписания оффера от Percolate кандидаты получают welcome-email, в котором можно найти все необходимые контакты для связи, если что-то пойдет не так, а также мини опросник, который поможет побольше узнать об увлечениях будущего коллеги и лучше подготовиться к его приходу. В первый рабочий день сотрудник получает коробку с фирменным мерчем и какой-нибудь мелочью, связанной с его увлечениями. Но главное содержимое этого бокса — Kindle, как напоминание о том, что в компании ценят саморазвитие и образование.

А новые сотрудники SugarCRM получают брендированную коробку сладостей, логично и приятно.


Фэшн-стартап  Polyvore дарит новым сотрудникам подарочные сертификаты на $100, которые можно потратить на их сайте. Бесплатная одежда не только делает новичков немного счастливее, но и помогает понять, как пользователи сервиса взаимодействуют с сайтом.

В агентстве performance маркетинга Adventum презентуют всем, кто прошёл испытательный срок, обложку на паспорт и «Домовую» книгу с пропиской!

В конце концов, дайте новому сотруднику выпить! В Twitter новички в первый день находят на своем рабочем в столе набор брендированных вещей: футболка, ежедневник, сумка и бутылка вина!


3. Используйте геймификацию

Вводные встречи, знакомство с историей компании, официальное приветственное письмо.. как-то все это скучновато, нет? Так есть все шансы почувствовать себя просто еще одним механизмом в большой корпоративной системе. Всем хочется нетривиального подхода, и тут опять на помощь приходит геймификация.

В компании Bazaarvoice все новые сотрудники должны пройти недельный квест, напоминающий игру «12 записок», в ходе выполнений заданий приходится узнавать о культуре, структуре, особенностях и важных событиях в истории компании.

В Bonobos (онлайн-магазин мужской одежды) нанимающий менеджер отправляет всем сотрудникам имейл, в котором представляет нового коллегу. В письме кроме короткой биографической справки и фотографии также есть викторина «Две правды и одна ложь». Это какие-то забавные факты о сотруднике, и как вы уже могли догадаться, только два факта правдивые. Чтобы выяснить, какой из этих фактов ложь все сотрудники должны познакомиться с новичком поближе. Первый, кто правильно угадает, где ложь, получает сертификат на 25$ на покупки на сайте.

4. Обеспечьте все для продуктивной работы с первого дня

Чтобы не портить впечатление нового сотрудника, убедитесь, что у него есть все необходимое для работы. И не забудьте заранее продумать план на первые 2 недели

В том же Percolate, если новый сотрудник должен выйти на работу в понедельник, то уже в пятницу он получит email с расписание на первые два дня и ознакомительной информацией о наставнике. Это помогает избавить от стресса из-за ощущения полной неизвестности.

Кроме плана работы на первые дни, в комании подготавливают рабочее место. На нем можно найти ноутбук, готовый к использованию, всю необходимую канцелярию и фирменный блокнот.

Ксати, один банк в Новой Зеландии присылает новому сотруднику посылку с новым рабочим телефоном и компьютером прямо на старое место работы. Этот жест преследует сразу две цели: удивить нового сотрудника и натолкнуть его коллег на мысли о переходе в эту же компанию.

Кстати, в нашей ATS для автоматизации рекрутмента potok можно настроить напоминания и точно знать, когда выходит кандидат. Так вы точно не забудете тщательно подготовиться к выходу нового сотрудника! Ну или вы можете написать комментарий для менеджера отдела, в котором открыта вакансия, чтобы он что-то придумал, и скинуть ему ссылку на эту статью 😉

И напоследок видео от LinkedIn, если вы вдруг его еще не видели. Оно очень показательно демонстрирует разницу в самочувствии сотрудников компаний, в которых есть программа адаптации, и в которых об этом не позаботились.

Блог о современном рекрутинге