Хороший писатель и оратор приглашает свою аудиторию совершить путешествие, вдохновляет и мотивирует. Но построить выступление таким образом, чтобы люди не потеряли к нему интерес ни на минуту, – сложная задача. Справиться с ней вам помогут перечисленные ниже классические и проверенные временем техники сторителлинга.

Выступая с презентацией, рассказчики обычно начинают с фактов. И это неправильно. Люди любят истории. Им нравятся герои, путешествия, сюрпризы и счастливые финалы.

Выбрав одну из этих техник сторителлинга, вы сможете завоевать сердца читателей и слушателей.

1. Мономиф

Мономиф (также известен как путешествие героя) – структура истории, на основе которой строится большинство народных сказок, мифов и религиозных сказаниях по всему миру.

В мономифе герои покидают родной дом и отправляются в полное опасностей приключение. Они путешествуют из известного места в неизвестное.

Преодолев трудности, герой возвращается домой с наградой или с новым знанием – чем-то, что поможет его сообществу. Большинство современных историй построены на этой структуре: от Короля Льва до Звездных Войн.

Мономиф поможет объяснить, как вы открыли для себя ту истину, которой решили поделиться. Этот прием оживит повествование.

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Приглашения аудитории совершить путешествие
  • Демонстрации преимуществ риска
  • Рассказа о том, как вы открыли для себя новую истину

Профессионал йо-йо японец BLACK рассказывает вдохновляющую историю знакомства с будущей страстью всей жизни и нелегкого пути к званию чемпиона мира. Свое выступление он заканчивает яркой демонстрацией приобретенных навыков.

2. Гора

Структура Гора создает напряжение и драматизм. В ее основе также лежит описание событий и сюжет. Но в этой истории финал не всегда счастливый.

Первая часть повествования создает напряжение: серии вызовов сменяют друг друга и ведут к кульминационному моменту.

Гора напоминает телевизионные сериалы – в каждой серии есть свои подъемы и падения, которые ведут к масштабному финалу (концу сезона).

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Рассказа о том, как вы преодолели множество преград
  • Медленного нагнетания напряжения
  • Создания чувства облегчения в финале

Эйми Маллинз использует эту структуру повествования, чтобы рассказать личную историю: она родилась без малоберцовых костей в ногах, но смогла стать знаменитой спортсменкой, актрисой и моделью.

3. Вложенные циклы

Вложенные циклы – техника сторителлинга, при которой два или три повествования накладываются друг на друга.

Основа истории – самый важный сюжет – помещается в центр, все остальные линии используются для объяснения или дополнения центральной истории. Начинать и заканчивать повествование нужно именно с нее.

Техника напоминает рассказ друзей о мудреце, который преподал им важный жизненный урок. Сначала рассказываются истории друзей, затем история мудреца, а в центре повествования – важный урок.

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Рассказа о том, как вас вдохновили или подтолкнули к решению
  • Проведения аналогии
  • Описания пути, который преодолело знание, прежде чем попасть к вам

Чимаманда Нгози Адичи использует рассказ о своем университетском опыте и об отношении к Африке в западном мире для аргументации собственной позиции.

4. Спарклайны

Спарклайны – метод обозначения структуры презентации. Дизайнер Нэнси Дуарте в своей книге Resonate использует их для графического анализа известных речей.

По ее мнению лучшие речи стали настолько популярны, потому что они строятся на контрасте реального мира и идеи о более совершенной жизни. В них сравнивается то, что есть, с тем, что может быть.

Используя эту технику, оратор привлекает внимание к проблемам современного общества, личным проблемам каждого из нас, проблемам бизнеса. Рассказчик пробуждает в слушателях желание изменить сложившуюся ситуацию.

Это очень эмоциональный прием, который обеспечит вам искреннюю поддержку аудитории.

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Побуждения аудитории к действиям
  • Пробуждения в людях надежды и вдохновения
  • Привлечения последователей

Речь Мартина Лютера Кинга известна во всем мире, потому что в ней расистское нетерпимое общество противопоставляется идее всеобщего равенства и толерантности.

5. In medias res

In medias res сторителлинг – это когда повествование начинается в самом центре событий без объяснения всех предшествующих обстоятельств.

Если вы начнете с самой захватывающей части истории, то сразу привлечете внимание аудитории и сможете удержать его до самого конца.

Но будьте осторожны – не рассказывайте сразу слишком много. Информации должно быть достаточно, чтобы просто заинтересовать, а затем вернитесь назад к предыстории.

Эта техника работает только для небольших историй, так как если повествование окажется слишком долгим, слушатели быстро запутаются и потеряют интерес.

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Привлечения внимания с самого начала
  • Поддержания интереса и желания получить объяснения
  • Концентрации на центральном моменте вашей истории

Зак Ибрагим начал свой рассказ с признания в том, что его отец в 1993 помог спланировать взрывы во Всемирном торговом центре. Этим он моментально привлек внимание аудитории, а затем вернулся к детству и описал свой путь после шокирующего признания отца.

6. Сходящиеся идеи

Сходящиеся идеи – структура повествования, которая показывает, как различные позиции и образы мысли объединяются для создания общей идеи.

Ее можно использовать для рассказа о зарождении движения или о том, как идея стала результатом работы великих умов.

Эта структура похожа на Вложенные циклы, но в ней второстепенные истории не обрамляют основную идею, а одинаково важные сюжетные линии ведут к единому финалу.

Сходящиеся идеи можно использовать в историях о знаменитых партнерствах и сотрудничестве – например, Ларри Пейдже и Сергее Брине.

Ларри и Сергей познакомились во время учебы в Стэнфорде в 1995, но сразу не понравились друг другу. В конечном счете, они совместно начали работать над исследовательским проектом, который перерос в Google.

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Рассказа о том, как встречаются великие умы
  • Демонстрации развития общества на определенном этапе истории
  • Истории о формировании отношений

Джон Боханнон и Black Label Movement объясняют (посредством слов и танца), как ученые и танцоры объединились для создания динамичной и увлекательной альтернативы скучным презентациям.

7. Фальстарт

История Фальстарт – это когда начинают рассказывать предсказуемую историю, неожиданно обрывают ее и начинают сначала. Благодаря этому приему аудитория чувствует себя в безопасности, а затем резко испытывает шок.

Этот формат отлично подходит для рассказа о том, как вы потерпели неудачу, но вернулись к началу и пересмотрели свои взгляды. Идеально в этом случае рассказать об уроках, которые вы извлекли, или инновационном пути, который для себя открыли.

Самый эффектный момент в этой технике – когда вы не оправдываете ожидания аудитории, тем самым привлекая внимание.

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Рассказа о преимуществах гибкого подхода
  • Удержания внимания аудитории
  • Удивления слушателей

Дж. К. Роулинг очень типично начала свою речь в Гарварде. Она говорила о своих студенческих годах и ожиданиях ее родителей. Аудитория ожидала услышать рассказ об успешной писательской карьере, но Роулинг обратилась к своей молодости и тем временам, когда она чувствовала себя неудачницей. Рассказ получился вдохновляющим.

8. Структура лепестков

Структура лепестков – способ организовать несколько историй или истории нескольких выступающих вокруг одной концепции. Она пригодится, когда у вас есть несколько сюжетов, объединенных одной идеей.

Вы рассказываете истории по очереди, а затем обращаетесь к центральной мысли. При этом одна из историй может быть вводной перед следующей, но все они должны быть завершенными.

Используя эту технику, вы сможете убедительно доказать свою теорию или создать яркое эмоциональное впечатление о центральной идее.

Демонстрируя связь между всеми рассказанными историями, вы подчеркиваете важность и весомость вашего сообщения.

аудитория, интерес аудитории, контент, креатив, презентации, психология, сторителлинг, стратегия, элементы истории

Подходит для:

  • Объединения нескольких историй или точек зрения
  • Выступления нескольких спикеров, чьи рассказы объединены общей идеей
  • Соединения нескольких сценариев в одной точке

Саймон Синек строит свой рассказ на основе структуры лепестков. Он делится со слушателями несколькими историями, которые подкрепляют его основную идею.

Эти 8 техник сторителлинга универсальны. Вы можете использовать их как для подготовки впечатляющих презентаций, так и для написания увлекательных сценариев и текстов.

 

https://rusability.ru