Отвечают руководители из Skyeng, «ВКонтакте», ABBYY и других компаний
Взяли ситуацию, которая может возникнуть с каждым сотрудником, и попросили разобрать её опытных руководителей.
Ситуация
Дмитрий работает менеджером по продажам в компании «ИТ-Проблемы». Он дружит с коллегами, и каждую пятницу они выбираются всем отделом в ближайший бар. Но недавно Дмитрия повысили до руководителя отдела, и он оказался в непростой ситуации.
С одной стороны, он хочет по-прежнему проводить вечер пятницы вместе с бывшими коллегами (теперь уже его подчинёнными). Но с другой, опасается, что дружба повлияет на работу: сотрудники не будут воспринимать его как руководителя и станут относиться к нему панибратски.
Опытные товарищи советуют ему отдалиться от друзей и завести новых — среди таких же руководителей отделов.
Что советуют руководители
Мне кажется, что все предлагаемые здесь варианты «по умолчанию» немного искусственны и вращаются вокруг одного вопроса: что важнее — дружба или работа.
С моей точки зрения, важно и то и другое. Успешный руководитель умеет совмещать обе функции при работе с командой и использовать личные отношения как катализатор, который позволяет достигать крутых результатов. Он может пойти с командой в бар, но это вовсе не значит, что в понедельник он не спросит по полной программе за невыполнение плана.
Если всё-таки выбирать один из вариантов, то я бы остановился на первом: оставить всё как есть, при этом вычеркнув из ответа вторую половину, которая нагружает принятие такого решения негативной эмоциональной оценкой с точки зрения работодателя и делает Дмитрия без вины виноватым.
Само по себе общение за рамками офиса даёт руководителю опцию становиться для команды настоящим авторитетом по жизни, а не только на уровне должности.
Ну и давайте посмотрим на саму ситуацию, в которой оказался Дмитрий.
Наверняка в момент повышения из команды выбрали Дмитрия не просто так. Скорее всего, он уже обладает навыками регулярного менеджмента, справляется с планами, умеет строить причинно-следственные связи при анализе процессов и делится опытом с остальными участниками команды.
Если это так, то наверняка Дмитрия уже считают в команде лидером, поэтому дистанцироваться от команды ему не нужно: личная связь с командой никак не навредит.
К тому же сейчас не так и много моментов, когда люди делают что-то кроме работы. Если у команды сложилась такая традиция и она привыкла проводить вечер пятницы в баре, то это событие наверняка приносит участникам команды удовольствие — и Дмитрию тоже.
Выиграет ли он или компания от того, что человек откажется от такого эмоционального события, пожертвует эмоциями ради работы? Я в этом сомневаюсь.
Конечно, есть риск, что кто-то из ребят будет эксплуатировать личное общение с Дмитрием в работе. На его месте я бы исключил такого человека из команды: долгосрочно с такими «эксплуататорами» каши не сваришь.
Я бы рекомендовала Дмитрию остановиться где-то посередине между первым и вторым вариантом. Доверительные отношения в команде и понимание проблем друг друга помогут проще решать многие вопросы.
Но всё это возможно при условии, что есть чёткое разделение дружеского и рабочего — нужно стараться не затрагивать рабочие вопросы на пятничных встречах.
А в офисе, соответственно, концентрироваться исключительно на рабочих вопросах. В таком случае дружба будет не поводом халявить, а наоборот, наложит дополнительную ответственность.
Найти друзей среди других руководителей тоже будет не лишним, но это не должно быть в ущерб текущей дружбе
Я за первый вариант, но с некоторыми оговорками. Руководитель должен быть лидером. Это вообще дело неблагодарное, потому что на этой позиции надо больше и лучше всех работать.
При этом совершенно необязательно отстраняться от коллег, можно даже больше всех пить на совместных вечеринках. Но в понедельник ты должен быть на работе раньше всех, делать больше всех и лучше всех.
Можно спокойно тусить с коллегами, которые стали подчинёнными, но только если уверен, что будешь лучшим. Не уверен — оставайся в пятницу поработать подольше или будь готов встретиться с клиентом, если единственное свободное время — это именно вечер пятницы.
В том виде, к которому привыкли все в отделе, сохранить традицию не получится. Нужно создать новую традицию уже в новой роли Дмитрия и создать таким образом прямое влияние на мотивацию и микроклимат в команде.
Кроме того, не стоит исключать возможность объединиться и с руководителями отделов и укрепить кросс-функциональное взаимодействие.
Не могу согласиться ни с одним из вариантов полностью, но скорее склоняюсь к первому ответу.
Конечно, повышение может отразиться на дружеских отношениях. Но, во-первых, задача нового руководителя — заслужить авторитет коллег, доказать, что должность он получил не просто так.
Во-вторых, у руководителя отдела продаж задачи несколько отличаются от обязанностей сотрудников, здесь нет конфликта интересов. Часто можно довольно успешно разделять общение по работе и за пределами офиса, и скорее всего, повышение не будет большим препятствием в отношениях с друзьями.
Меняются должности, круг задач, сами люди, поэтому, скорее всего, пятничная компания изменится, но самые близкие, настоящие друзья в ней останутся.
Работать лучше в команде, где есть доверие и поддержка, дружить тоже хочется с такими людьми. Поэтому, конечно, придётся приложить усилия с обеих сторон, чтобы не пострадали рабочие и дружеские отношения, но это точно стоит того.
Чтобы быть авторитетом и профессионалом, не обязательно становиться «плохим полицейским». Если так, то в лучшем случае сотрудники начнут тебя бояться и избегать, а в худшем — будут ненавидеть за спиной.
Мотивировать надо не на уровне субординации, а подавая правильный пример, работая на цели подразделения. А по пятницам нужно расслабляться вместе с коллективом, я бы точно не отказался от этой традиции даже после повышения.
Закон «Никогда не работай с друзьями» придумали разочарованные люди. Одного из своих лучших сотрудников я знаю с семи лет, мы вместе играли в футбол во дворе, а сегодня вместе создаём рекламные продукты, которым нет аналогов на мировом рынке.
https://vc.ru