Если вы не любите оценивать задачи «на глаз», а хотите точных результатов — поиграйте в Planning Poker. Мы расскажем, что нужно делать.

Причем тут покер

Planning Poker (покер планирования) — техника оценки задач для гибких команд. Проводится с помощью карт и напоминает игру в покер.

Иногда метод называют Scrum Poker, так как он подходит для скрам-команд из пятидесяти человек.

Метод Planning Poker впервые описал в своей статье один из авторов agile-манифеста Джеймс Греннинг.

Что почитать про Agile и Scrum:

В оценке по методу Planning Poker участвует вся команда во главе с менеджером проектов — это одно из условий. Руководитель раздает всем участникам по колоде специальных карт. Можно использовать реальные карты, например, вот такие.

Реальная колода может выглядеть так. Источник

Для удаленной команды подойдут онлайн-сервисы. Правила оценки при этом не изменятся.

Процесс оценки в онлайне выглядит так. Источник

Сервисы для оценки задач онлайн:

Сервис для планирования и блог о Planning Poker. Можно использовать с компьютера или смартфона. Бесплатная базовая версия подходит для команд до пяти человек. Платные тарифы интегрируются с Jira и в них можно добавлять неограниченное количество пользователей.

Русскоязычная платформа, где можно заказать реальную колоду карт. Онлайн-версия продукта доступна только для пользователей Facebook.

Британский сервис для простого и быстрого онлайн-планирования.

Командная оценка помогает получить объективный результат. Например, разработчик лучше знает, сколько времени реально занимает его работа, но может преувеличить ее сложность, чтобы перестраховаться и получить больше времени. Поэтому процесс оценки всегда контролирует менеджер, он же ведущий. Идея в том, чтобы учесть мнения всех членов команды и сделать наиболее точные прогнозы.

Как работает метод

Вот как проходит оценка задачи по методу Planning Poker. Мы расскажем, что делать, когда команда находится в офисе и ее можно привлечь к обсуждению.

Выберите задачу для оценки

Возьмите из бэклога задачу, которую нужно оценить. Сформулируйте ее так, чтобы вся команда одинаково понимала, что делать.

Так выглядит простой бэклог.

Условный пример бэклога интернет-магазина.

Разделите задачу на этапы. Например, создание главной страницы — это макет, верстка, разработка. Давайте определим, сколько времени займет разработка.

Соберите команду и договоритесь о значениях

Соберите всю команду за одним столом и раздайте каждому по колоде карт. Не важно реальная она или виртуальная, это всегда будут карточки с числами. Но номинал карт, который выбирают команды, может отличаться.

Что за числа на картах

Числа Фибоначчи. Это последовательность чисел, которая начинается с двух единиц, а каждое следующее число получается, если сложить два предыдущих. Вот так: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89. Чаще всего команды используют именно числа Фибоначчи, но добавляют в колоду ноль.

Числа Фибоначчи.

Пять карт. Можно использовать карты с такими значениями: 0, 1, 3, 5,10 или просто числа от 0 до 5.

Игральные карты. Некоторые команды используют обычные игральные колоды. Это не так удобно, как работать со специальными картами, но допустимо, если заранее договориться о значениях.

Дополнительные символы. В колоду могут входить карты с такими значениями:

  • ? — не уверен в ответе;
  • ½ — простая задача;
  • ∞ — бесконечно длинная задача;
  • coffee break или изображение чашки кофе — нужен перерыв;
  • карты с размерами S, M, L или любые другие по необходимости.

Прежде чем начать работу с картами, установите единые значения и выберите единицу измерения. Вы хотите понять, сколько времени займет задача или нужно оценить ее сложность?

Таблица единиц измерения

ВРЕМЯ

Оценивают, сколько дней или рабочих часов займет выполнение задачи.

STORY POINTS

Нет точных единиц измерения. Задачи оценивают относительно одной самой маленькой и простой.

МАЙКИ

Примерная оценка задач по размерам условных маек — XS, S, M, L, XL.

Мы для примера будем оценивать задачу в рабочих часах.

ЗАДАЧА

Разработка главной страницы интернет-магазина

ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ

Рабочие часы

Озвучьте задачу

Когда известны все значения, озвучьте задачу для оценки, но не обсуждайте ее, пока все не выберут подходящую, по их мнению, карту. Если, например, разработчик выскажет свое мнение о задаче до начала голосования, остальные уже не смогут быть объективны, потому что станут ориентироваться на его оценку.

Дайте команде время подумать

Сколько времени дать — на ваше усмотрение, но не слишком много, чтобы не затягивать процесс. Поставьте таймер и сообщите команде, сколько есть времени. Когда оно вышло, все участники должны выбрать карту и положить ее на стол рубашкой вверх. Следите за синхронностью. Открыть карты можно, только когда решения приняли все, то есть карты всей команды лежат на столе.

Оцените результат

Откройте карты и оцените результат. Если все карты близки по значениям, команда оценила задачу примерно одинаково и можно на этом закончить. Что делать, когда есть контрастные различия? Например, два разработчика оценили задачу по-разному: Junior выбрал карту с номиналом 4, а Senior — 10.

JUNIOR

4 рабочих часа

SENIOR

10 рабочих часов

Попросите каждого высказаться и выслушайте их аргументы. Вы и остальная команда поймете, почему они так считают. Например, Senior завысил цифру, чтобы получить больше времени, хотя может работать быстрее. А Junior недооценил сложность задачи по неопытности. Обычно реальность находится где-то посередине.

Если есть одна оценка, которая сильно отличается от остальных. Например, так:

Senior

5

Junior

2

QA

20

Дизайнер

2

Аналитик

4

Это значит, что QA ошибся или у него есть сведения, которых нет у остальных. Выслушайте его в первую очередь. А после обсуждения повторите голосование, уже ориентируясь на новые данные.

Повторите все сначала

Если все быстро договорились, а вы получили желаемый результат, то переходите к следующей задаче. Если нет, то продолжайте голосование, пока результат не получится однозначным. Ваша цель — среднее арифметическое от всех предложенных командой оценок.

Как вычислить среднее арифметическое.

Заключение

Теперь вы знаете, как оценивать задачи по методу Planning Poker. Чтобы делать все правильно, соблюдайте эти принципы.

  • Единые значения.
  • Сначала оценка — потом обсуждение.
  • Ограниченное время на обдумывание.
  • Синхронность оценки.
  • Никаких новых значений в процессе.

Planning Poker помогает добиться объективной и точной оценки задач. Но, чтобы все работало, важно соблюдать правильную последовательность шагов. Вот чек-лист, который еще раз напомнит, что и когда делать. Держите его под рукой во время оценки, и тогда вы точно ничего не упустите.

  1. Выберите задачу.
  2. Соберите команду.
  3. Договоритесь о значениях.
  4. Раздайте карты.
  5. Дайте время на оценку.
  6. Проверьте ответы.
  7. Повторяйте до достижения единой оценки.

Ни одна командная техника не работает без грамотного руководителя. Поэтому менеджер проекта должен уметь взаимодействовать с командой так, чтобы добиваться нужного результата.

Этому можно и нужно учиться: не обязательно получать психологическое образование, но и совсем забывать про soft skills не стоит. Выбирайте курсы с комплексным подходом к обучению, где уделяют внимание всем аспектам менеджерской работы.

https://skillbox.ru