Воплощать свои мечты в жизнь – это всегда нелегко, и чем старше мы становимся, тем сложнее. Публикуем главу из книги Генри Тодда «Умри, но сделай: важные дела каждый день», чтобы напомнить: выбирая удобный путь, люди превращаются в посредственностей.

Генри Тодд, «Умри, но сделай: важные дела каждый день» — СПб.: Питер, 2015

У каждого из нас есть список вещей, о которых мы мечтаем, чувств, которые мы хотели бы испытать, и заветных желаний, ожидающих своей очереди месяцами и даже годами. Часы тикают, и с каждым днем мы все больше ощущаем, что можем не успеть сказать свое слово в этом мире. Кроме того, часто мы забываем о планах и стремлениях, потому что вязнем в повседневных заботах.

Благодаря этой книге вы обретете новое осознание ценности ежедневного труда каждый день, всю жизнь. Советы автора помогут открыть путь к пониманию и осознанию того, что по-настоящему важно и ценно для вас, и отдаться любимому делу с наслаждением, вместо того чтобы просто двигаться в никуда.

Книга действительно дает понять, что возможности, запас времени и энергии — ограниченны и необратимы. И нет смысла понапрасну тратить время, сокрушаясь о прошлом, потому что его невозможно ни изменить, ни проконтролировать.

Всем людям, которые не готовы отложить свои самые важные дела на потом и стремятся активно развивать свои навыки как в бизнесе, так и в личной жизни уже сегодня.

Только те, кто решится пойти дальше других, смогут узнать, 
насколько далеко мы сможем уйти.
Томас Элиот

Посредственность не проявляется в одночасье, а созревает медленно, день за днем

Каждое великое достижение начинается с порыва. Вдруг вы понимание: грядет что-то значительное, оно вот-вот произойдет — и все изменится. Неважно, что это — синтез теории Стринга или безупречное новаторское внедрение квартальной стратегии маркетинга; все инновации начинаются с едва различимого подсознательного озарения где-то в глубине вашего мозга. Может быть, если вы сумели осознать, что происходит, идея начинает управлять вашей энергией и энтузиазмом по мере того, как вы убеждаетесь в ее потенциале.

Какое-то время вы обдумываете возможности происходящего и его последствия, решая, как воплотить все это в жизнь. Но энтузиазм быстро затухает, и вами начинают овладевать другие силы. Именно они приводят к застою и питают ваше чувство самосохранения, заставляют вас снова обратиться к интуиции, ставят под сомнение возможность воплощения задуманного и неизбежно ведут к компромиссу. Со временем благие намерения, возникшие в ответ на импульс к действию, растворяются в тумане. Иногда их заменяют новые идеи, но они так и сидят в мозгу, как заноза, которую никак не получается вытащить.

Почему так происходит? Почему на обочине жизни валяется столько нереализованных идей, проектов и возможностей, вместо которых люди выбирают что-то более простое и безопасное, что-то, чему невозможно противиться? Почему столько людей, исполненные надежд, так хорошо начинают, а потом со временем уступают, подчиняясь сладкоголосой песне посредственности?

В начале карьеры или нового проекта все так ново и свежо. Мы погружаемся в работу изо всех сил, потому что хотим показать начальству или клиентам, на что способны. Это чем-то напоминает начало романтических отношений: мы точно так же стараемся изо всех сил, пытаясь завоевать уважение и одобрение того, кто нам нравится. Но со временем все входит в привычку, и то, что поначалу казалось новым и будоражило воображение, теперь становится предсказуемым и повседневным. То, что мы делаем, нас больше не вдохновляет, и мы начинаем жить на автопилоте. Уходит прелесть новизны.

Так происходит не только на службе. Через похожие циклы изменений мы проходим, когда меняем работу, берем на себя дополнительные обязательства или предпринимаем что-то новое. Во всех этих ситуациях мы сначала вдохновляемся непривычными задачами, а потом адаптируемся к тому, чего от нас ожидают, и начинаем действовать именно исходя из этого.

Такой цикл развития мы стремительно проходим в начале нашей карьеры, когда нам постоянно нужно преодолевать препятствия и приобретать навыки, чтобы справиться с новыми обязанностями. Но потом, по мере профессионального развития, становится меньше событий, которые бы нас вдохновляли и заставляли собираться и действовать на пределе возможностей. Мы начинаем быстро закисать, полагаясь на уже существующие знания и опыт, необходимый для выполнения работы. Этого может быть вполне достаточно, и в зависимости от того, насколько природа наделила нас талантами, мы даже можем добиться значительного признания в сфере своей деятельности, правда, осознавая в глубине души, что это далеко не все, на что мы способны. Мы понимаем, что плавание закончено, и якорь уже брошен. Так нас побеждает посредственность.

Обратная сторона успеха

Я познакомился с Джулией на семинаре, который проводил в ее дизайнерской компании. Ей было около сорока, и все указывало на блестящее профессиональное будущее Джулии. Многие коллеги отдали бы многое, чтобы оказаться на ее месте со всеми прилагающимися перспективами и связями. После семинара она отвела меня в сторонку и призналась, что многие из тех техник, которым я обучал сейчас, она подсознательно пыталась применить в своей жизни, но не понимала до конца, что это такое и как с этим работать. Джулия рассказала, что ее постоянно поощряют дальнейшим продвижением по службе и новыми поручениями, признают как блестящего профессионала, но ее не покидает чувство, будто она застряла в развитии и не переместилась ни на йоту вперед: «Не могу это точно выразить словами, но все как-то не так. Я работаю, работаю, но не получаю от этого такого удовлетворения, как раньше. Да, я иду, но не туда, куда надо».

У меня было немало подобных разговоров со многими талантливыми профессионалами, попавшими в схожую ситуацию. Они осознавали свой потенциал и были готовы работать на полную мощность, но словно какая-то невидимая сила удерживала их, препятствуя дальнейшему движению, заставляя ощущать себя будто в ловушке.

Многие из нас начинают свой путь, полные надежд, блестящих замыслов, мечтаний и энергии, чтобы их осуществить. Мы грезим о больших достижениях, намереваемся оставить след в этом мире и (хотелось бы верить!) найти такую работу, которая бы имела смысл и ценность. Но, как заметил Джон Леннон, жизнь происходит в то время, когда вы заняты осуществлением своих планов. С новыми возможностями появляется и большая ответственность, в том числе в отношении таких замечательных дел, как семья, повышение по службе, большее разнообразие выбора. Вот только когда вы уже чего-то достигли, появляется страх сделать неверный шаг. Ясность мышления, которой вы когда-то обладали, заполняется вариантами, из которых нужно выбирать; вы становитесь осторожны и идете на компромисс по соображениям безопасности. В самом крайнем случае вы просто оказываетесь парализованы до состояния полного бездействия. Вместо возвышенных планов начинает превалировать практическая точка зрения или желание угодить окружающим.

В 1950-е годы профессор Герберт А. Саймон придумал новое слово для описания этого явления — «удовлетворенчество», скомпоновав его из двух понятий: «удовлетворение» и «приспособленчество». Это новое понятие обозначает стремление человека выбирать то, чего достаточно для ублажения наших непосредственных потребностей. Саймон объяснил, что, обладая ограниченными ресурсами и находясь в ситуации неопределенности, действовать с позиций «удовлетворенчества» приемлемо, потому что у нас нет возможностей для экспериментов с разными вариантами, и мы выбираем оптимальный путь, который соответствует всем нашим запросам. Но Саймон предупреждает, что эта стратегия не всегда является лучшей для принятия решений – в жизни есть много иррациональных факторов, которые необходимо принимать во внимание, а наши возможности для этого ограниченны.

Когда вы действуете как «удовлетворены», то оставляете внутри себя нечто невыполненное. Эта стратегия поведения блокирует ваши творческие процессы и приводит к застою, возникает ощущение потери правильного пути и отсутствия мотивации.

Может быть, лично вас это не касается. Возможно, вы работаете на полную мощность, более чем довольны своим положением и смело отправляетесь в область неизведанного, занимаясь делом всей своей жизни. Примите мои поздравления! Но даже в этом случае подумайте о тех, кто когда-то был похож на вас, а потом попал в тупик. Если вы не будете внимательны, то и с вами может произойти то же, что и с Джулией: выполняя работу, которой завидуют окружающие, в глубине души вы будете уверены, что способны на большее.

Никто не собирается становиться посредственностью

В 1999 году сайт по трудоустройству Monster.com запустил во время национального американского праздника футбола прекрасную рекламу под названием «Когда я вырасту». В видеоролике ребятишки рассказывали, о чем они мечтают, и у многих были непростые планы:

  • « Когда я вырасту, я буду весь день раскладывать документы по папкам».
  • «Я из кожи вон вылезу, но стану топ-менеджером!»
  • «Я хочу, чтобы со мной поменялись местами».
  • «Я хочу, чтобы у меня был коричневый нос».

Рекламный ролик заканчивался простым вопросом: «А о чем мечтали в детстве вы?». Подтекст его, конечно, заключался в том, что если вы не реализовали свои детские стремления раньше, не пришло ли время сделать это сейчас?

Некоторые скажут, что жизнь – более сложная штука, чем эта реклама. И где уж детям знать о таких вещах, как ипотека, политика компании и экономический спад. Верно, но факт остается фактом: многие из нас были способны на большее, а потом снизили планку. Люди могут найти этому логическое объяснение и сказать, что это произошло по независящим от них причинам, но правда состоит в том, что, растратив себя по мелочам, они теперь окончательно заблудились и не могут найти пути назад.

Никто не собирается стать посредственностью, но те, с кем такое случилось, сделали это в результате своего осознанного выбора. Процесс превращения происходит постепенно, незначительные шаги, внешне не связанные друг с другом, накапливаются один за другим и в результате приводят к кризису. К этому моменту кажется, что принять кардинальное решение и сделать выбор уже невозможно.

Пожалуйста, имейте в виду, что быть посредственностью — это не значит плохо работать или не достигать профессиональных высот. Окружающим вы можете казаться очень успешными, но про себя вы будете думать, что зашли в тупик. А может быть и так, что люди вокруг не будут замечать в вас ничего особенного, в то время как вы будете заняты чем-то по-настоящему важным. Что — посредственность, а что — нет, дело субъективное и относительное. Чтобы сойти с этой скользкой дорожки, необязательно работать больше и тратить много усилий, важно понимать, что именно вы решаете, как и что делать, вместо того чтобы окапываться в своей крепости и всеми силами охранять нажитое.