Возможно, вы удивитесь, но я скажу, что будущее уже определено. Все тренды формируются на базе сухих статистических данных, которые, в свою очередь, прогнозирует потребительское время. Это говорит о том, что именно в прошлом мы совершили что-то, что заставляет наши запросы быть именно такими, какие они есть сейчас. Например, наши запросы на сегодня были сформированы лет 10-15 назад, когда началась повальная мода на мобильные телефоны, и Стив Джобс популяризировал тачскрин.
Больше нет возможности тратить ресурсы на то, на что мы могли себе позволить их тратить раньше. Чтобы остаться на плаву и через десятки лет, нам пора научиться создавать уникальные продукты, профессионально их производить и обслуживать. При этом мы должны делать это технологично. О какойконкурентоспособности может быть речь без производства нормального продукта?
Приведу два примера из личного опыта – конкурентоспособного продукта и неконкурентоспособного.
В начале этого года сбылась моя давняя мечта – я побывала на представленииCirque du Soleil. В стране кризис, билеты не самые дешевые, но в зале был полный аншлаг. Почему? Потому что это – идеальные декорации, до мелочей выверенная рекламная компания, качественный маркетинг – тренд сам по себе, и в итоге именно тот продукт, который соответствует ожиданиям покупателя.
Другой пример. Опять же в начале января во время праздников у моего автомобиля сломался аккумулятор. В шаговой доступности оказался открыт только один магазин-автосервис. Но других плюсов у этого магазина не было. По телефону меня не предупредили, что у них нет безналичного расчета, при разговоре хамили и т.д. Неудивительно, что за два дня, в течение которых я его посещала, в магазине я заметила только пару клиентов. Это говорит о многом.
Вы можете игнорировать тренды (например, клиенториентированность), но тогда смерть вашего бизнеса неминуема. И неважно, когда это произойдет – сейчас или через несколько лет. Вы все равно окажитесь в тупике. Поэтому так важен этот вопрос.
Но перед тем, как использовать тренды для повышения уровня конкурентоспособности своего бизнеса, нужно их, как ни странно, найти и обозначить. Для этого есть специальные инструменты. С их помощью вы сможете не только генерировать идеи для последующего апгрейда бизнеса, но и обновить свой продукт в целом.
Трендвочинг и трендсеттеры
Трендвочинг — это тип поиска новых трендов, который базируется не только на исследовании рынка и предпочтений потребителей, но также на интуиции. Интуиции тех людей, которые умеют вычленять тренды и каким-либо образом вводить их в жизнь. Таких людей называют трендсеттерами. Они находятся в постоянном поиске новизны и выступают промежуточным звеном между созданием трендов и их внедрением в массовое пользование. Один из самых известных трендсеттеров мира – Стив Возняк.
Трендсеттеров выбирают по каким-то определенным характеристикам (демографическим, социальным), либо по их предпочтениям. Все зависит от того, какие цели преследует этот поиск.
Что дает трендвочинг? Возможность узнать, какие товары и услуги будут востребованы на рынке в ближайшие годы, разработать рекомендации по развитию бизнеса и внедрению новых продуктов.
Как работать с картой трендов
Как известно, есть глобальные макротренды, которые наблюдаются и применяются во всех отраслях. А есть более мелкие отраслевые тренды, которые характерны, например, только для фармацевтики или роботостроения. Все они обозначены на карте трендов (рисунок 1), которая охватывает период времени до 2050 года. Кстати, отчет координат ведется с 2010 года, так что вы сможете наглядно проследить, насколько ее данные правдивы.
Эта карта дает общее представление о некоторых трендах и технологиях, которые известны сейчас или прослеживаются в будущем. Материалы для этой карты взяты из множества источников (включая future files и what’s next, futuretrendsbook.com, nowandnext.com). Создана она была Ричардом Уотсономиз nowandnext.com с помощью Бенджамина Фразера из Snap.
Фрагмент карты трендов
Рисунок 1. Чтобы посмотреть полный вариант карты, кликните по ссылке:Trands-map.pdf
Визуально этот инструмент напоминает карту метрополитена, и чтобы в нем не заблудиться и продуктивно использовать, предлагаю несколько простых шагов.
1. Для работы с картой соберите разноплановую команду, члены которой так или иначе связаны с продвижением вашего продукта. Например, она может состоять из продавца, технического специалиста, директора по развитию и т.д.
2. В качестве разогрева поставьте перед командой нестандартную задачу. Например, придумать самый необычный бассейн или прачечную. Главное, чтобы за основу брались какие-то очень понятные и традиционные сферы бизнеса, в которые, на первый взгляд, внедрить что-то новое уже невозможно.
3. Каждому участнику дайте задание выбрать с карты два-три тренда, которые, по его мнению, будут оказывать влияние на вашу сферу бизнеса. После этого проведите генерацию идей с накладыванием трендов на продукт или услугу, которые вы производите. Допустим, вы выбрали такой тренд как индивидуализация. И допустим, что вы производите обувь. Это значит, что у вас может быть производство изделий по индивидуальному дизайну заказчика или из какого-то уникального материала.
4. Чтобы ничего не упустить, запишите все идеи, которые возникнут у вас в процессе работы. Среди них обязательно окажется что-то действительно важное и ценное именно для вас.
Кроме всего прочего, такая карта – отличный инструмент для командной работы.
Как использовать спекулятивный дизайн
Инструмент, который полюбится всем креативщикам. Его главная задача скорее не поиск готовых трендов, а создание идей, моделирование будущего здесь и сейчас. Это фантазия на тему того, что будет через энное количество лет.
Перед участниками ставится какая-либо определенная задача. Например, создать устройство для принятия безэмоциональных решений. Для поиска ответа проводится эксперимент или придумывается устройство. Адепт данного направления, нью-йоркское агентство The Extrapolation Factory, этим не ограничивается и передает готовые продукты в магазины, чтобы посмотреть, как на этот товар будут реагировать потребители.
Что дает спекулятивный дизайн? Мотивацию для внедрения в бизнес новых идей и понимание того, что собой представляет упаковка продукта. А также желание создавать новое.
И в качестве заключения. Запомните, что в первую очередь эти инструменты – творческий процесс. Не стоит воспринимать полученные результаты как готовые решения. Нет. Это лишь возможность заглянуть немного в будущее и узнать, как вы могли бы трансформироваться, чтобы стать максимально конкурентоспособными и отвечающими потребностям текущего рынка.