По данным Inc Russia, уже в 2017 году сотрудники каждой пятой организации в России работали удалённо, а к 2020 году процент россиян работающих таким образом должен увеличиться до 20%. Кроме того, что компаниям такой формат позволяет экономить на содержании офиса, всё больше сотрудников считают возможность удаленной работы отличным бонусом (согласно отчету LinkedIn’s Global Talent Trends 2019, 36% женщин и 29% мужчин считают, что возможность удаленной работы это очень важный фактор при выборе нового места работы).
Хотя бонусы удаленной работы очевидны, есть большая проблема — чувство изолированности сотрудников, которые не присутствуют в офисе. Если сотрудник бОльшую часть времени работает вдалеке от остальных, он перестает чувствовать себя причастным к культуре компании и отношениям внутри. Эта проблема не нова, и компании, которые решили сделать свою команду распределенной, тестируют разные инструменты и подходы, чтобы сплотить сотрудников в независимости от расстояния между ними.
1. GitLab регулярно объединяет рандомных удаленных членов команды для виртуального кофе-брейка
Что у вас ассоциируется с неформальным общением с коллегами? Вероятно, совместные обеденные перерывы или мини-беседы у кофемашины. Оказывается, несмотря на все прелести работы из дома, удаленным сотрудникам не хватает именно такого вот взаимодействия. Поэтому Gitlab решил перенести традиционное для офисной культуры общение в онлайн, и теперь удаленные сотрудники компании прерываются на кофе не в одиночестве, а компании своих коллег, работающих вне офиса.
Для этого у сотрудников есть канал в Slack #donut_be_strangers, в котором бот по имени Donut рандомно подберет напарника для чаепития и беседы. На сайте GitLaba’a сказано, что сотрудники тратят на такое неформальное общение по видеосвязи по несколько часов в неделю, и зачастую оно переходит во встречи за пределами офиса, хотя вся команда распределена по 39 странам. Такой формат социализации дает свои плоды, сотрудники чувствуют себя менее изолированными и более причастными к компании, всё это помогает предотвратить выгорание и сократить текучку.
2. Help Scout раз в месяц проводит тематические беседы всем составом удаленных сотрудников и поощряет создание видеотуров по домашнему офису
У компании-разработчика ПО справочной службы Help Scout есть традиция ежемесячных “Troop Talk,” это конференция в Zoom, которая объединяет 10+ удаленных сотрудников для неформального общения по какой-то конкретной теме. Компания впервые провела такую встречу в 2014 году и на своем опыте убедилась, что мало просто создать площадку для общения, надо заранее подготовить тему, спланировать ход беседы и постараться дать слово каждому. Иначе все заканчивается неловким молчанием, либо все наоборот начинают перебивать друг-друга, и в какой-то момент общение просто заходит в тупик.
Сегодня всё работает слажено. Руководитель отдела кадров компании выбирает тему для каждого разговора, это может быть как какое-то спорное заявление, требующее жаркой дискуссии, так и просто обсуждение любимой музыки и исполнителей, по итогам которого можно собрать плейлист из любимых треков сотрудников. Затем устанавливается дата, чтобы все успели подумать, что они хотят сказать по теме. Во время звонка организатор беседы следит за тем, чтобы все смогли поделиться своими мыслями. Как правило, в таких онлайн-дискуссиях участвует около 25% команды, количество участников колеблется в зависимости от времени встречи и заявленной темы.
Вообще в компании неравнодушны к формату видео, сотрудники стараются регулярно делиться друг с другом какими-то моментами своей жизни с помощью небольших роликов. Недавно, например, сотрудники снимали небольшие видеотуры по своему рабочему месту, так коллеги смогли узнать друг о друге больше — кто-то разводит цыплят во дворе, а у кого-то стол-трансформатор за которым можно работать даже лёжа.
3. Сотрудники CleverTech делают перерывы в течение рабочего дня на совместное прохождение видеоигр
Полностью распределенная команда CleverTech несколько лет назад столкнулась с тем, что их уровень текучки был выше среднего показателя в индустрии [который в сфере разработки и так самый высокий в сравнении с остальными]. Чтобы сократить огромные издержки на бесконечный поиск новых сотрудников, в компании начали искать способы удержания и сплочения команды.
Clevertech пробовали устраивать онлайн книжные клубы, вместе проходили онлайн-курсы, организовывали общие обсуждения популярных лекций TED и новинок киноиндустрии. Но практика показала, что лучший способ сплотиться — играть онлайн! Многопользовательские видео-игры заставляет сотрудников, которые никогда не встречались лично, сотрудничать для решения проблем и достижения победы.
Всё это помогло сократить текучку, сблизить коллег и сделать их вовлеченнее.
4. Automattic организует ежегодный митап для всех удаленных сотрудников
Компания Automattic, которой принадлежит WordPress, позволяет своим 700+ сотрудникам работать из любого места. При этом у компании есть несколько офисов по всему миру, которые всегда открыты для сотрудников (хотя в 2017 они закрыли один подобный в Сан-Франциско, потому что он не пользовался особой популярностью), также каждый работник получает 250$ ежемесячно, чтобы покрывать свои расходы на коворкинг или кофейню.
Каждый год Automattic приглашает всех своих сотрудников на большое 7-дневное мероприятие Grand Meetup. В течение одной недели сотрудники совместно работают над проектами и получают новые знания, а главное — знакомятся друг с другом. Кроме работы над проектами и образовательной программы, в расписании есть дискотеки и посещение парков развлечений. При этом всё спланировано таким образом, чтобы в рамках каждой активности участники объединялись в новые группы и к концу недели все были лично знакомы друг с другом.
5. Skyeng организуют хакатоны, ведут каналы для неформального общения в Slack и вместе учат английский на онлайн-встречах
В Skyeng с самого начала почти все сотрудники работают удаленно, и компания много работает над тем, чтобы создавать и поддерживать ощущение команды внутри коллектива.
Компания старается сделать коммуникации супер-адресными, чтобы никто не отвлекался на нерелевантные сообщения. Любое сообщение в Slack всегда адресовано конкретным людям, которым оно нужно, в больших каналах запрещено использовать теги @channel и @here, есть даже специальная слак-полиция, которая прибегает через две минуты, если, например, не соблюдаются внутренние правила канала или у пользователя нет фото на аватарке.
Как итог, в компании сейчас настолько хорошо оптимизирована рабочая коммуникация, что места для личного общения практически не осталось. Для этого в Slack есть несколько менее формальных веток. Например, есть канал #inspiration, в котором сотрудникам рассказывают о последних новостях школы, делятся результатами переговоров, внедрения продуктов и инструментов. Это позволяет удаленным разработчикам видеть, что они участвуют в общем деле, знать, что тот небольшой участок, за который они лично отвечают, — часть большого проекта.
Еще есть канал #skyeng-cup-of-tea, там собираются разговорные клубы из сотрудников онлайн-школы, на которых все могут не только попрактиковать разговорный английский, но и познакомиться с командой по всему миру.
Мотивационные задачи стараются решать всё же личным общением и с помощью Skype. Для этого проводятся регулярные встречи в офисе либо Skype-конференции с сотрудниками. Для разработчиков также два раза в год организуются встречи в московском офисе, компания оплачивает перелет и проживание, чтобы люди, работающие вместе, но не видевшие друг друга полгода (а то и вообще никогда) пообщались. В 2017 также опробовали формат выездного трехдневного хакатона.
Кстати, все этапы отбора у Skyeng тоже проходят онлайн, и в компании научились извлекать из этого дополнительную пользу.
Одно из главных преимуществ удаленного собеседования – возможность записи видео, у которой, как правило, находится немало применений. Во-первых, можно посоветоваться с коллегами — дать посмотреть запись и принять совместное решение. Во-вторых, если кандидат хороший, но больше подходит под задачи других отделов, можно передать запись туда, и им не придется проводить дополнительную беседу. В третих, запись можно использовать для анализа ошибок и поиска областей улучшения процесса. Так, если человек не прошел испытательный срок, команда пересматривает собеседование, чтобы понять, были ли допущены ошибки на этапе найма, и можно ли их избежать в будущем
Конечно, перед каждой беседой кандидата предупреждают о записи и спрашивают разрешение.
Дайте своим сотрудникам возможность общаться, и они обязательно воспользуются ею
Удаленная работа не должна изолировать сотрудников друг от друга. Независимо от того, является ли ваша компания полностью распределенной или у вас всего пара удаленных сотрудников, продемонстрируйте стремление к объединению команды и созданию общей культуры.
Пробуйте разные инструменты: выездные хакатоны, каналы в Slack’e, тематические Skype конференции или чемпионаты по Counter Strike между отделами, собирайте обратную связь от сотрудников и поощряйте активное участие в неформальном общении внутри команды. Людям важно чувствовать себя причастными к общему делу, быть частью командой, так что просто создайте им все условия для этого.