Брюс Тулган, «Все начальники делают это. Пошаговое руководство по решению (почти) всех проблем менеджера», — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Эта книга подходит для менеджеров любого уровня. Она поможет вам мыслить проактивно и решать любые проблемы управленца. В частности, книга пригодится вам, если:
- вы собираетесь возглавить существующую команду;
- вы приглашаете нового сотрудника в уже действующую команду;
- вам нужно помочь своему сотруднику стать организованнее;
- у кого-то из вашей команды есть проблемы с организацией своего времени;
- вам нужно мотивировать сотрудников на внеурочную работу;
- у члена вашей команды проблемы в семье;
- в вашем коллективе есть конфликт;
- вы столкнулись с еще одной из 20 других типичных проблем, описанных автором.
Для кого эта книга? Для всех менеджеров — как опытных, так и начинающих свою карьеру.
Задача менеджера № 1
Итак, вы получили долгожданное повышение по службе. Поздравляем! Еще вчера вы были рядовым членом команды, а сегодня отвечаете за ее работу.
Если вас повысили внутри подразделения, очень просто совершить серьезную ошибку, решив, что вы уже все и всех отлично знаете. Конечно, у вас сложились с коллегами определенные отношения, и вы, скорее всего, имеете вполне четкое представление о том, кто тут кто и что есть что. Но знаете, в чем подвох? В том, что все эти люди тоже давно составили о вас мнение. И те, кто еще вчера был вам ровней, сегодня обязаны вам подчиняться. И среди них вполне могут найтись более опытные, чем вы, профессионалы; люди, считающие, что больше заслуживали повышения; сотрудники, с которыми вы и прежде не слишком ладили; те, с кем вы всегда находили общий язык, и даже ваши близкие друзья, причем не только на работе, но и вне ее.
И вот теперь вы их бывший коллега и новый начальник. Вы вдруг получаете над ними власть и право довольно существенно влиять на их карьеру, доходы, способность делать вклад в общее дело и получать за это признание и вознаграждение. Кроме того, отныне вы становитесь связующим звеном между подчиненными и людьми, находящимися на следующем уровне организационной структуры, теперь вы представляете интересы своей команды. Именно от вас отныне зависит, будет ли у ее членов доступ к ресурсам, необходимым для эффективной работы, станут ли они пользоваться благосклонностью более высокого руководства, получать помощь в преодолении различных барьеров и преград и налаживании связей с коллегами из других подразделений.
Это очень серьезный сдвиг, который в корне изменит ваши отношения со всеми на работе. Скажу больше: если после повышения ничего в них не изменилось, то, скорее всего, зреют огромные проблемы. Власть меняет отношения. И нужно реагировать на эти изменения с предельной прямотой и прозрачностью, с максимальным вниманием и строгостью, структурированно и содержательно общаясь с подчиненными.
Как часто мне приходилось видеть менеджеров-новичков, которые пытаются утвердиться в новом статусе как можно мягче и незаметнее, стараясь донести до подчиненных примерно такую идею: «Не считайте меня своим боссом. Это же я, все тот же я — тот, кого вы отлично знаете. Мы с вами вместе работаем. Я по-прежнему один из вас». Это может продолжаться лишь до тех пор, пока не возникнут разногласия, пока вам не придется принять первое непопулярное решение или внедрить новую политику, пока кто-то из сотрудников не должен будет понести за что-то наказание или, напротив, не заслужит особого признания и вознаграждения. Потому что отныне все эти обязанности ложатся на ваши плечи.
Я всегда говорю новоиспеченным менеджерам, возглавившим свою команду: «Помните, что вы получили повышение по службе. Вот и соответствуйте своему статусу». Вам просто необходимо войти в новую роль. Я узнал об этом правиле от молодого механика, которого в один прекрасный день назначили менеджером бригады, где он несколько лет трудился рядовым рабочим. Он сказал мне: «Нельзя позволять им заставлять вас плохо себя чувствовать из-за того, что теперь вы их босс. Люди непременно будут говорить что-то вроде: «Слушай, Сэм. Ты же совсем недавно был на нашем месте. Ты знаешь о нас все». Я отвечал на такие слова так: «Да, действительно, я был в вашей шкуре, но вы пока еще не были в моей. Так что помните: я понимаю вашу точку зрения, потому что сам был на вашем месте, но теперь мне приходится учитывать многое из того, о чем вам ничего не известно. Так что, пожалуйста, уважайте это». Я действительно знаю все об их работе и стараюсь всегда принимать во внимание мнение ребят. Мой долг — помогать всем лучше делать свое дело и максимально облегчить им эту задачу».
Помните: если вы получили повышение и возглавили свою же команду, у вас есть только два варианта: вести себя так, чтобы бывшие коллеги не переставали недоумевать, почему это вас, а не их, сделали начальником, либо работать на новом месте так, чтобы ни у кого даже не возникло подобного вопроса.
Как быть, если некоторые из новых подчиненных – ваши близкие друзья?
Если вас назначили начальником вашей же рабочей команды, вполне вероятно, что с некоторыми ее членами у вас уже сложились дружеские отношения. А может, вы дружили с кем-нибудь из коллег еще до работы в этой организации. В любом случае отделить роль нового босса от роли друга, как правило, довольно трудно. Но именно это вам и необходимо сделать. Как бы вам ни хотелось показывать новым подчиненным, что вы по-прежнему только член команды и всего лишь один из них, вы должны понять и признать, что теперь играете другую роль.
1. Решите, что для вас важнее. Если дружба представляет для вас большую ценность, то вам не стоит принимать предложение о повышении. Признайте, что руководящий пост может поставить дружбу под угрозу или нанести ей непоправимый вред. Возможно, вы решите, что не можете рисковать ею и, следовательно, не хотите быть начальником. А может быть, примете противоположное решение.
2. Установите основные правила, которые позволят четко разграничить эти роли. Скажите приятелю: «Наша дружба очень важна для меня. Но и моя работа много значит, и теперь я босс. На работе я буду твоим начальником, а вне ее мы постараемся сделать так, чтобы все оставалось, как прежде».
3. Будьте хорошим менеджером. Защитите свою дружбу, сделав так, чтобы дела в вашей команде шли действительно очень хорошо. Сведите к минимуму количество проблем, чтобы свести к минимуму и количество потенциальных конфликтов в личных отношениях.
4. Признайте, что обстоятельства вашей дружбы изменились. Признайте и примите тот факт, что работа, которой вы с другом занимаетесь сообща, будет все чаще становиться полем действий отношений с ним. Это нормально. Если повезет, вы оба обнаружите, что общая работа интересна и важна.
Сколько бы вы ни пытались отделить рабочие отношения от дружеских, дружбу от работы, граница никогда не станет абсолютно четкой. Позаботьтесь о своем друге, став по-настоящему внимательным и эффективным менеджером, и надейтесь, что он будет вести себя аналогично, всячески помогая вам максимально проявить себя в лучшем свете в новой должности.
Опасности излишне агрессивного старта
Еще одна наиболее распространенная ошибка менеджера-новичка, поставленного руководить своим прежним коллективом, заключается в излишней напористости. Иногда новому руководителю кажется, что нужно сразу же мощно заявить о себе — показать подчиненным, кто тут главный. Продемонстрировать силу и уверенность. Бросить вызов возможным недоброжелателям, показать им, кто в доме хозяин! Кроме того, бывает, что человек очень долго ждал повышения по службе и, получив его, абсолютно уверен, что знает, что к чему, кто есть кто и что надо делать. Я отлично помню одного такого менеджера. В те времена я тесно сотрудничал с финансовым отделом крупной научно-исследовательской компании и внимательно наблюдал за восходящей «звездой» (буду называть ее Финансистка), которую, насколько я знал, в ближайшее время ждало повышение. Мне также было известно, что Финансистка имела предельно ясное представление о том, как улучшить работу своего подразделения. Так вот, в первый же день на посту менеджера она собрала всех бухгалтеров и финансовых аналитиков (четырнадцать человек) в конференц-зале и сделала следующее заявление: «Я долго ждала этого момента. Теперь у нас все изменится. Больше меня никто не обманет! Я заставлю вас всех честно выполнять свои должностные обязанности. Если вы хотите что-то от меня получить, знайте: это нужно заработать! Вопросы есть?».
Вопросов не было, однако началось маленькое восстание. Позже Финансистка рассказывала: «Мне потребовалось немало времени, чтобы возместить ущерб, нанесенный рабочим взаимоотношениям. Мне пришлось очень серьезно поработать, чтобы исправить эту ошибку». Более того, довольно скоро менеджер обнаружила, что в ее подразделении все обстоит не совсем так, как ей казалось с точки зрения рядового сотрудника. Она увидела, что с позиции менеджера все выглядит несколько иначе. И вот что она рассказывает: «Например, я поняла, что раньше недооценивала некоторых членов команды. Сотрудники, которые не казались мне особенно ценными, как выяснилось, выполняли львиную долю особо важной работы. Просто у меня не было возможности это увидеть. Раньше я по-настоящему восхищалась работой других коллег, которых, как мне всегда казалось, досконально знаю. Однако, оказавшись в роли менеджера, я поняла, что на самом деле они работают совсем не так эффективно, как я думала. И кое-какая рабочая политика и процедуры казались мне бессмысленными и нелепыми, когда я была рядовым членом команды, а став менеджером, я поняла, для чего они нужны… Знаете, для меня было огромным сюрпризом, насколько сильно изменился мой взгляд за каких-то несколько недель».
Что же должна была сделать Финансистка?
Без сомнения, старт менеджера-новичка должен быть мощным, но действовать надо осторожно и продуманно, не нарушая баланса. Да, вы должны понять и признать, что произошли большие перемены, принять бразды правления группой, взять на себя значительно большую ответственность. Но вы не обязаны никому объяснять, почему ваше повышение справедливо. Вам не нужно оправдываться за то, что вы стали начальником. Вместо этого примите и признайте свой переход в новый статус и объясните людям, как собираетесь работать на посту их нового руководителя. Финансистка призналась мне: «Как бы мне хотелось, чтобы в тот первый день я просто сказала людям: «Для меня было большой честью быть частью нашей команды. Теперь для меня большая честь стать ее лидером. Всех нас связывают определенные отношения. Теперь, после того как я стала начальником, эти отношения в той или иной степени изменятся. Я очень серьезно отношусь к новой должности и понимаю свою ответственность. И я готова сделать все от меня зависящее, чтобы мы вместе добились большего успеха. А вы, надеюсь, мне в этом поможете».
Вот это было бы очень хорошее начало. После этих слов можно произнести управленческий спич под девизом «Я принес вам благую весть!». А в конце первого совещания менеджеру-новичку следует составить график первых личных бесед с каждым членом команды.
Но не забывайте, что никому из нас неизвестно, что мы знаем, а чего не знаем. Финансистка училась на собственных ошибках и теперь с полным правом могла сказать: «Да, повышение по службе в моей компании было для меня огромным преимуществом, потому что я хорошо знала и людей, и работу своей команды… Но для меня стало откровением и очень важным уроком, какие огромные белые пятна обнаружились в моих познаниях. Мне непременно нужно было избавиться от некоторых мнений и предвзятости, выбросить часть своего багажа и увидеть работу подразделения с принципиально новой точки зрения. Сейчас, оглядываясь назад, я сожалею, что не повела себя как новый менеджер, пришедший в компанию со стороны и ничего о ней не знающий».