Про поколение Z или центениалов слышали все — это ребята моложе 22 лет. Одни говорят, что они ленивы и инфантильны, другие — что идеально соответствуют требованиям и духу времени. У нас работает 50 сотрудников этого поколения — фактически каждый десятый. Мы ежедневно наблюдаем за ними и заметили, что они относятся к работе совершенно по-новому.
«Научусь у вас, потом с ноутбуком на море»
Молодые люди не ищут работы на всю жизнь. К нам приходят ребята с мечтами уехать на Бали и работать с пляжа. Другие жаждут через год переехать в мегаполис, благо до Москвы всего два часа на поезде. Третьи вообще не хотят работать — сидеть дома с котиком на коленках. Спрашиваешь: где раскопал такую мечту? Увидел пост фрилансера в инстаграме.
Мы стараемся приземлять их более реальными целями: автомобилем, квартирой, ипотекой. Объясняем — если ты эффективен, получишь повышение и заработаешь больше фрилансера. Один руководитель говорит подчиненной так: «Что ты хочешь купить со следующей премии?» — «Крутую сумку» — «Окей, иди, работай». Так целый месяц она работает на новую сумку.
Это действует, но не проходит и полгода после найма, как один-два срываются и уходят в свободное плавание. Поколение Z не привязано к работодателю и городам.
«А какой у вас диджей на корпоративе?»
Ребята этого поколения ищут комфорт и заботу здесь и сейчас. Из двух работодателей с одинаковой зарплатой они выберут компанию с красивым офисом, плюшками на кухне и PlayStation в игровой. Если поколение X и миллениалов интересуют, как в анекдоте, «стул, кипяток», для Z нужно другое — движуха, развлечения, плакаты в офисах.
В начале десятых наши корпоративы гремели на весь город. Теперь к нам приходят соискатели, которые хотят посмотреть офис, зажечь на вечеринке и только после этого подумать о трудоустройстве. Таких мы разворачиваем на пороге, но они все равно приходят. Поколение Z клюёт на уютные офисы, игры и внутренние активности.
«Два месяца до повышения? Не хочу ждать так долго»
Молодые люди не готовы ждать годы, чтобы достичь цели. Они уверены, что созданы для больших свершений. Отсутствие опыта, пробелы в знаниях их не волнуют. На планерке мы часто слышим: «Нет, я хочу вести проект сейчас, разберусь на практике».
У нас работал парень, который хотел перевестись в другой отдел. Мы обозначили ему срок в два месяца — за это время он должен был передать дела и сдать аттестацию на новую должность. Молодой человек был готов уволиться на следующий день, только чтобы не ждать «так долго». Центениалы полны самоуверенности и нетерпения.
«А вы что, не будете меня мотивировать?»
Поколение Z будет давать результат, пока это интересно. Материальная мотивация, долгое движение по карьерной лестнице, авторитарный стиль управления больше не работают — ребятам важен азарт, соревновательность. Если их заинтересовать, они свернут горы. В противном случае придется стоять за спиной и смотреть, чтобы они не уткнулись в смартфон. Один из самых частых вопросов на собеседовании: «Как вы будете меня мотивировать?».
Мы премируем ребят за результат, за экспертизу, но стоит один раз не написать имена лидеров на доске и не заказать пиццу — они расстроятся. В отделе телемаркетинга внедрили конкурс. Кто приводил больше клиентов за квартал, получал приз — поездку на базу отдыха с баней и кальяном. Теперь отдел выполняет план за два дня до дедлайна, а не в последний момент, как было раньше. Если их не вдохновлять, они не будут работать.
«Давайте я это внедрю»
Поколение Z не любит формализм, но они не очень инициативны. Чаще всего ими движет энергия и лень. Когда они видят инструмент, который поможет работать меньше и быстрее, найдут способ его внедрить. Центениалы постоянно онлайн и всегда на волне трендов современного мира. Мимо них не пройдет ни новый клип на YouTube, ни технологическая новинка. Обращайтесь к ним, чтобы внедрить новый процесс или программу.
Сотрудники постарше стесняются подходить к начальству со своими идеями – вдруг заругает. Молодежь не боится своих руководителей. Она как никто другой разделяет нашу главную ценность — скорость. Не нравится скрипт — давайте быстренько исправим, вышла новая программа — сегодня же установим и попробуем поработать. Молодые ребята пока не могут облечь идеи в четкую структуру, но готовы пробовать и внедрять.
Как работать с поколением Z
Привлекайте оберткой. Забудьте о деньгах — они важны, но уже после того, как сотрудник пришел в вашу компанию. Красивый сайт, уютный офис, печеньки на кухне — молодой человек ваш, заворачивайте.
Мотивируйте игрой. Чтобы поколение Z работало, создайте интерес. Повесьте мотивирующие плакаты с правилами жизни компании, устройте соревнование между отделами мира, награждайте победителей. Мотивированный сотрудник перевыполнит месячный план.
Ставьте цели, контролируйте. Поколение Z не любит рамки и производственную рутину. Забудете поставить задачу перед командировкой — молодежь не будет ее придумывать, а пойдет пить чай с печеньками на вашу замечательную кухню. Выстраивайте процессы, но общайтесь с каждым человеком отдельно.
Используйте инициативу. Поколение Z фонтанирует энергией и идеями — пользуйтесь этим. Примечайте инициативных ребят, хвалите и гладьте по голове. Но проверьте идеи на реалистичность, молодым энтузиастам некогда это делать.
Следите за настроением. Ценентиал может заскучать так, что не спасут корпоративы и мотивация. Поговорите с ним, предложите другую зону ответственности или диаметрально противоположное направление деятельности. Возможно, сотрудник, как и его сверстники, мечтает стать разработчиком софта.
https://rb.ru