В коммуникации, как и в построении бренда, чем проще, тем лучше. Необходимо сформировать сильное, но понятное послание, чтобы проникнуть в умы потребителей. Избавьтесь от неоднозначности, упростите ваше сообщение, а затем упростите еще раз, если хотите произвести долгосрочное впечатление.
Модель P-A-S-P (Purpose — цель, Ambition — амбиция, Strategy — стратегия, Proposition – предложение) будет в новинку тем, кто привык к другой расшифровке: Proposition – предложение вместо Positioning – позиционирование. Разница в том, что предложение, в отличие от позиционирования, должно быть оптимизировано под каждую аудиторию. При разработке позиционирования компании полезно учитывать несколько вариантов. Так как оценка бренда и его выбор зависит во многом от эмоциональных решений, его позиционирование должно учитывать оба фактора: эмоциональные и рациональные элементы и атрибуты.
Согласно многолетнему исследованию, опубликованному в Psychology Today:
- При оценке брендов люди используют в основном эмоции (личные чувства и опыт), а не информацию (атрибуты бренда, отличительные черты и факты).
- Изучение рекламы показало, что эмоциональная реакция имеет намного большее влияние на намерение купить продукт, чем контент (3 к 1 для телевизионной рекламы и 2 к 1 для печатной).
- В Advertising Research Foundation пришли к выводу, что уровень эмоциональной привлекательности рекламы напрямую влияет на то, сможет ли она увеличить продажи бренда.
- Согласно исследованиям положительные эмоции по отношению к бренду намного существеннее влияют на лояльность, чем доверие и другие суждения, основанные на характеристиках бренда.
В связи с этим ключом к успеху для любого бренда будет уникальное позиционирование: актуальное для рынка (сотрудников, клиентов, акционеров) и отличное от конкурентов. Существует множество моделей позиционирования бренда. Сегодня мы рассмотрим 5 самых эффективных из них.
1. Позиционирование на основе инфраструктуры
Местоположение и время могут стать отличной основой для позиционирования: срочный аварийный сервис для автомобилей, кредитные карты, которые принимаются в большем числе мест, глобальный охват, — вот всего несколько примеров. Эта модель основывается на массовом масштабе или инновациях.
2. Позиционирование на основе продукта или услуги
Позиционирование можно выстраивать на базе ценностного предложения. С точки зрения коммерческого бизнеса это самый прямой и актуальный подход. Здесь за основу берется важнейший элемент продукта или услуги, который значительно отличается от предложения конкурентов, и соотносится с потребностями конечного потребителя или пользователя. Этот традиционный метод был разработан еще в конце 60-х годов на базе концепции «уникального торгового предложения». У него есть несколько преимуществ. Во-первых, продукт или услугу сложно скопировать. Во-вторых, данное позиционирование позволяет устанавливать цены. Например, вы можете предлагать инновационные продукты класса премиум, а можете продвигать самую дешевую альтернативу этому продукту.
3. Позиционирование на основе процессов
Если ваши внутренние процессы значительно отличаются от используемых конкурентами, то можно выстраивать позиционирование на этой основе. При этом конечные продукты могут и совпадать, но именно способ их производства будет иметь значение. Здесь работают подходы, которые сложно повторить, и запатентованные решения от торговых марок.
4. Позиционирование на основе ценностей
Позиционирование может основываться на ценностях организации, а ее сотрудники могут стать отличной для этого платформой, особенно в сфере услуг. Местоположение, услуги и процессы могут быть такими же, как у конкурентов. Важны здесь личностные качества сотрудников и качество обслуживания.
5. Позиционирование на основе цели
Понимание того, почему организация делает то, что делает, поставленное в противовес тому, что, как, кто, когда и где она это делает, может быть выгодным. У такой модели позиционирования долгосрочные перспективы. Однако реализовать ее непросто.
В сфере позиционирования брендов нет более или менее удачных решений. Для каждой компании подход будет уникальным. И здесь особенно важно определить такую позицию, в которой бы идеально сочетались уникальность, актуальность и отличие от конкурентов. В ежедневных операциях позиционирование может реализовываться по модели P-A-S-P. При этом важно помнить про оба значения последней буквы: позиционирование на корпоративном уровне и более конкретные предложения на уровне взаимодействия с конечным потребителем. Ключ к успеху, естественно, в их равновесии.