Если вы читали мою предыдущую колонку, то помните, что я не очень люблю HR-агентства. Думаю, что IT-компания вполне может справляться самостоятельно и с подбором персонала, и с построением корпоративной культуры.

Каждая IT-компания рано или поздно перестаёт относиться к корпоративной культуре как к чему-то, что существует безусловно, и начинает работать над тем, чтобы создать свою особую атмосферу. Создатели постепенно передают функции менеджмента наёмным сотрудникам и концентрируются на процессах внутри компании — это логичная эволюция. Мы тоже пошли по этому пути и начали строить собственный Finch-культ с мерчем и поездками на Бали. Рассказываю, что получилось.

Способ первый — бюджетный. Мерч

Прошлым летом у меня вышла некрасивая история с каршеринговой компанией Avis Car Rental. Эти чудаки по ошибке списали с моей банковской карты немаленькую сумму и не очень торопились решать проблему. В ответ я устроил небольшой флешмоб — сделал футболки, на которых объяснил, что думаю об этом сервисе и куда ему пойти. Выложил фото в Facebook и предложил подписчикам получить майку просто так.

Многие сотрудники с удовольствием поучаствовали во флешмобе, и я подумал: а почему бы не сделать то же самое, но с привязкой к Finch? Спрос явно есть.

Ближе к осени мы заказали партию маек с логотипом на чёрном и белом фоне. Одна стоила 690 рублей, всего их было 20 штук. После этого к процессу подключились сотрудники: предложили сделать футболки с пентаграммой и логотипом компании в центре — есть у нас те, кто увлекается подобными темами. Желающих оказалось много, и мы за ту же цену заказали партию для всего офиса.

К Новому году появилась ещё одна идея — майки с надписью FUCK 2018. Несколько штук мы оставили себе, несколько добавили в подарки клиентам, часть решили продать и запустили рекламный пост в Facebook.

Люди впервые видели эти майки и наш логотип, но были готовы платить за креатив. Из десяти заявок до конца дошли только пять, но мы поняли, что собственный мерч сегодня — это must-have. С его помощью можно построить корпоративный бренд, выделиться на фоне других компаний и даже заработать на офисный кофе.

Ключевой момент — не навязываться. Мы говорим про сознательный выбор в пользу приятных вещей, а не про униформу.

В нашем случае эффект превзошёл все ожидания: команда не только готова носить футболки, но и участвовать в их создании. В планах кружки с цитатами директора по развитию, а чуть позже — полноценный welcome-пак.

Способ второй — дорогой. Зимовка на Бали

Мы поддерживаем любые инициативы от сотрудников, начиная с украшения офиса к Новому году и заканчивая глобальной сменой рабочего распорядка. Для нас это способ показать, что мы прислушиваемся к людям и хотим, чтобы у них было место, где можно заниматься любимым делом в комфортной среде.

Когда несколько человек из команды начали обсуждать, каково это — работать в тёплых странах, и пришли ко мне с идеей, я пообещал организовать что-нибудь подобное. Сначала мы думали про поездку во Вьетнам или Таиланд, но в итоге остановились на Бали — из-за сёрфинга.

Возникали опасения, что будет слишком много желающих и мы не найдём место, где все могли бы жить и работать. Но согласились ехать всего 12–15 человек, остальные засомневались, что смогут несколько недель прожить в отрыве от семьи.

Мы оплачивали только проживание, которое обошлось в 600 000 рублей за всех, а билеты и еду сотрудники покупали самостоятельно. Каждый потратил около 80 000 рублей.

Тем, кто поехал, удалось и отдохнуть, и поработать. Ребята взяли с собой технику из офиса — правда, оказалось, что на Бали не всё хорошо с инфраструктурой. На вилле, которую мы забронировали, был отвратительный интернет, а рядом шла стройка. Пришлось оперативно искать новые варианты жилья прямо на месте. За пару дней удалось найти две отдельные виллы, которые находятся в 10 минутах ходьбы друг от друга.

20 дней на Бали ребята сёрфили, гуляли и работали — вернулись все очень довольные. После того как мы собрали обратную связь, решили, что подобные поездки можно устраивать каждый год. Дорого? Да. Но оно того определённо стоит.

Штука в том, что в нашей отрасли давно перестали работать материальные стимулы. Всегда найдётся финтех-стартап или Корпорация Добра, которые смогут предложить зарплату побольше. Поэтому у нас так много внимания уделяется «печенькам» — нематериальным ништякам вроде митапов, корпоративов и подобных поездок.

Способ третий — самый бюджетный. Карточки

Каждую неделю руководитель нашего бэкенд-отдела проводит собрание команды и обсуждает работу с сотрудниками. Если честно, это достаточно скучный процесс. Пару месяцев назад у него возникла идея разнообразить встречи, и вместе мы решили сделать что-то вроде открыток с обратной связью.

На каждой открытке есть условное количество баллов с комментарием и какая-то известная цитата руководителя отдела. Напечатать такие можно в любой типографии, мы платим всего 600 рублей за 50 штук.

Карточки стали отличным способом разнообразить рутину, превратить её в весёлый ритуал, связанный с корпоративной культурой. В каждой компании время от времени возникают локальные мемы, и внедрить их в рабочие процессы оказалось отличной идеей.

Кстати, когда мы внедряли карточки, я думал, что их не поймут — особенно молодые сотрудники, которые пока не погрузились в нашу особую атмосферу. Но на удивление всё сработало, как надо. Людям нравится, когда компания экспериментирует и старается добавить веселья.

Резюмируем

Пока у нас за плечами только три кейса, но мы, кажется, входим во вкус. Укрепить внутреннюю культуру можно не только безумно дорогими способами. Самое главное здесь — черпать идеи внутри себя, прислушиваться к сотрудникам и пробовать новое.

https://secretmag.ru